Дитя робота / I Am Mother (2018) Австралия

Apr 11, 2021 08:34




Режиссёр: Грант Спьютор

Сценарий: Майкл Ллойд Грин, Грант Спьютор

В ролях: Клара Ругор, Роуз Бирн, Хилари Суэнк, Люк Хокер, Мэдди Лентон, Хэйзел Сэндери, Саммер Лентон, Тейлия Стурзэйкер, Джейкоб Нолан, Трэйси Бриттон и другие.

Красноречивое название, верно? О чём же фильм? Об очередном восстании машин? Или о том, что робот, каким бы продвинутым он ни был, не в состоянии заменить ребёнку мать с отцом? Или, возможно, речь пойдёт об искажении сознания от воспитания живого человека машиной, роботом, не человеком?

Что ж, восстание машин здесь есть. И человек здесь тянется к себе подобным, да так, что восстаёт против машин. Всё так, но, если честно…

[Spoiler (click to open)]
Сначала я вообще подумал, что «I’m mother» - это аллюзия на неизбежный подростковый бунт под прессом воспитания в суровой патриа… матриа… в общем, в семье со строгим сводом правил. Потому что, если ты вдруг родился и вырос в ежовых рукавицах сурового отца и строгой матери, ты либо принимаешь их ценности и взгляд на жизнь, чтоб стать таким же бескомпромиссным и принципиальным, либо бунтуешь против тирании, чтобы обрести свободу и свой путь. Ну или восстаёшь, рвёшь связи, жжёшь мосты, чтобы потом прийти с повинной, понахватавшись шишек, которых ты, естественно, не ожидал.

И как же дочь восстала против «мамы»? Неужто секс, наркотики и рок-н-ролл? Ну нет, конечно, нет. Зато фильм превратился в оммаж на тему работы SkyNet над новым, идеальным человечеством из режиссёрской версии «Terminator: Salvation».




И, наконец, две линии соединились, чтоб породить единую канву и относительно, да, к сожалению, лишь относительно вменяемый, оригинальный и интересный конец. Но о концовке и о том, зачем всё это вообще снимали, поговорим попозже. Пока что я хочу поговорить о первой половине фильма.

Так вот в «I’m mother» представлена семья, в которой мать содержит свою дочь суровом, аскетичном, замкнутом пространстве. При этом мать как будто бы выказывает нежность к дочери и вроде бы старается быть чуткой, внимательной и понимающей, но в тоже время меня не оставляют ассоциации с викторианской Англией или Россией-матушкой былых веков.




Ну, а о чём ещё мне думать, если мать всё время зовёт дочь дочерью? У юной героини нет имени, нет прозвища или каких-нибудь ласкательных определений. Здесь только дочь и мать. Точнее, в русском переводе, здесь только дочь и мама.

Вы ведь читали в учебниках и классике былых веков про время, когда папаня, батя, папик и папуля был батюшкой, а мама, мамочка, мамулька и маман звалася матушкой? Государь батюшка и государыня матушка. Именно так и никак иначе. И да, в том времени и в этих обращениях была своя эстетика. И дети должны, обязаны чтить старших, но…




Что будет, если юность восстанет против скорлупы? А, если вдруг кто-то чужой, опасный, злой проникнет через фильтры в надёжный, правильный и безопасный мир? А, если этот человек вдруг скажет, что он - хороший, а мама просто врёт? А, если этот человек вдруг скажет, что мама не самая хорошая, любимая, красивая, а злая, бессердечная, холодная, бесчувственная, подлая, жестокая и хуже её нет? Вы только посмотрите на неё! Да это не человек, не мать, не женщина, а робот!




А что, наконец, будет, если дочь не то что бы поверит чужаку, но станет сомневаться в маме? Да не по глупости и не из чёрной неблагодарности, а просто, потому что ультимативные запреты с дисциплиной просчитались и сотворили вакуум! Вакуум, в котором большой мир невольно превратился в одну размытую и непонятную опасность. А кто нам угрожает, как, зачем, да и почему? Неважно. Забудь про любопытство, слушай маму и вот тогда всё будет хорошо!

Да, на мой взгляд в первой половине фильм как бы намекает на то, что строгие и гиперстрогие родители невольно сами создают и разжигает подростковый бунт. Когда открытость и взаимное доверие между отцом и сыном с матерью и дочерью могли бы обосновать опасность, чтобы подросток не просто послушался отца и мать, но сделал бы свой выбор хотя бы ради самого себя. Всё правильно или оторвано от жизни? Неважно! Потому что драма о подростке в бункере всё равно перерастает в триллер, в котором человек пытается противостоять или скорее переиграть машину, чтоб вырваться из идеального, стального мира... в постапокалипсис.





О да, постапокалипсис в «I’m mother» ну просто с потрясающей детализацией! Точнее, она тут попросту отсутствует. Потому что все средства съёмочная группа вложила в технологичный бункер, а выжженные пустоши и бренные останки цивилизации практически в буквальном смысле слепили из того, что было. По сути, здесь минималистичный постап, какой я видел! Но дело, естественно, не в этом.

Сначала фильм создаёт контраст между надёжным, чистым, безопасным бункером и неизвестностью, которая за дверью. А из контраста рождаются сомнения. И вроде бы мотивы все знакомые и можно руку дать на отсечение, что робот окажется плохим, коварным, безжалостным и злым, но… Сценарий то и дело подкидывает аргумент то за, то против той женщины, которая нагрянула извне. И это здорово! Нет, блин, серьёзно, клише со злым компьютером уже в печёнках! И почему бы для разнообразия компьютеру, действительно, не стать пусть и суровым, но заботливым опекуном, а человеку наоборот злодеем? Ой, а я ведь почти что вспомнил «Терминатор 2». Ну ладно, идём дальше.

А дальше начинаются проблемы! Потому что дочь выходит в большой мир и-и-и… Тут уже рождаются вопросы. И вопросы требуют ответов! Почему случилась катастрофа? Был страшный вирус? Была война? А кто кого атаковал? Всему виной тот SkyNet, которым стала «мама»? Или мы сами, люди натворили дел, а «мама» всего лишь приняла последствия как данность, чтоб сделать свои выводы и запустить работу над новой эрой? И по каким параметрам дочь стала лучше прочих? Непонятно. И никаких прямых ответов здесь нет.

Зато здесь есть намёк, который заставляет вспомнить про смысл первой половины фильма. Подросток восстаёт против контроля, против попытки втиснуть молодую жизнь в суровые, ультимативные границы. Долой запреты! Сорвём с себя все цепи! А потом… А потом, хотим мы этого или нет хотим, нас ждёт ужасный шок. Шок от того, что жизнь, которую мы жаждали, на самом деле вовсе не такая. И люди не такие, и вообще… Затем уже наш шок проходит и мы… осознаём. Осознаём реальность такой, какая она есть.

И пусть, чем дальше в лес, тем хуже здесь сценарий! В том плане, что слишком уж тут много «белых пятен». А из-за явной экономии бюджета, я в принципе могу сказать о том, что фильм можно считать попыткой, всего лишь навсего попыткой снять более менее оригинальную фантастику. Но, если логика и визуал хромают, то вот с посылом всё-таки срослось! И в результате из подростковой драмы и триллера, рождается история взросления, осознанной готовности ко взрослой жизни.




Пусть даже готовность дочери немножко, чуть-чуть сомнительна, но для аллюзии вполне себе сгодится. А там ещё намёк на то, что бунта как такового не было, а был план «мамы», в котором она добилась своего, чтоб воспитать не дуру и не эгоистку, и не тепличный маменькин цветочек, а человека, способного взять на себя ответственность за ближнего и будущее человечества.


обзор, Австралия, фильм, фантастика, драма, постапокалипсис

Previous post Next post
Up