Джокер / Joker (2019) США, Канада

Mar 27, 2021 20:01




Режиссёр: Тодд Филипс

Сценарий: Тодд Филлипс, Скотт Сильвер, Боб Кейн, Билл Фингер и Джерри Робинсон.

В ролях: Хоакин Феникс, Роберт Де Ниро, Зази Битц, Фрэнсис Конрой, Бретт Каллен, Шей Уигэм, Билл Кэмп, Гленн Флешлер, Ли Гилл, Джош Пэйс и другие.

Все смотрят «Лигу Справедливости» от Зака Снайдера, а я добрался, наконец, до «Джокера». До «Джокера», который нечаянно стал «бомбой»! Той «бомбой», которой Филипс взорвал и кинотеатры, и области пониже поясницы :) Ну что же, если кратко, кино вышло шикарным, но… Но, к сожалению, не столько историей начала пути Джокера, сколько работой Хоакина Феникса и мастерством команды Тодда Филипса.

[Spoiler (click to open)]




Именно так, потому что весь фильм такой, как будто бы его снимали, чтоб выдать класс и образцовый материал для курсов по режиссуре и актёрской пластике, а также по работе операторов, устройству декораций и постановке света. Возможно даже, фильм сможет стать источником обоев для рабочего стола. Эстетика здесь, правда, специфична, но всё-таки она присутствует.




И всё это за сущие копейки! По крайней мере, по меркам Голливуда. И вроде бы как такового чуда здесь даже близко нет, потому что «Джокер» специально создавался скромным, как будто бы невзрачным и в тоже время перспективным фильмом, который мог бы получить от боссов путёвку на большой экран, а там уж… Будь что будет, пан или пропал, провал, но с минимальным риском из возможных или успех, способный породить линейку особенных, оригинальных, мрачных, приземлённых суперзлодейских и супергеройских лент, необходимых, чтобы киновселенная DC заметно, выгодно и явно отличалась от развесёлой киновселенной Marvel.

Вот так. И никаким шедевром тут не пахнет. Потому что Филлипс снял ровно то, что должен был, чтобы задобрить боссов и не упасть как в собственных глазах, так и в глазах того же Роберта Де Ниро. И всё же я хотел бы пожать руки всем, кто вместе с Филипсом решился сделать фильм буквально из говна и палок, чтобы выдать максимум из минимального бюджета, освежив погрязший в спецэффектах жанр красотой приёмов старой школы!

А ведь казалось бы, какую красоту можно создать в кино, где всё пространство занято унылыми, грязными и мрачными, давящими на душу улицами Готэма с его вонючими трущобами? И с какого же вдруг перепугу картина способна привлечь зрителя психоделический драмой жалкого, забитого, безумного и жуткого комика, ставшего впоследствии легендарным, зловещим клоуном, принцем преступного мира самого тёмного города в Штатах? На что тут вообще смотреть?





Тут же всё и сплошь банальная чернуха, которая обычно отталкивает большинство и окупается лишь только с продаж носителей, да и то там раз на раз обычно не приходиться. А тут раз и целый миллиард с больших экранов! Так в чём же дело? Неужели дело одной лишь культовой известности антагониста Бэтмена или вся суть в прикосновении мастера, который превратил пиво в изысканное вино?

А ведь работа Филипса и Лоуренса Шера над кадром позволила создать не только тёмный, мрачный и жестокий фильм, но и практически избавить картинку от насилия. Да-да, я не шучу! Пусть даже мы видим как озлобленная молодёжь пинает Артура, но всё равно мы видим одно, да-да, всего лишь навсего одно по-настоящему жестокое убийство! И всё! А два других кровавых эпизода специально сняты там, чтоб зритель сам дорисовал детали своим воображением.



Таким вот образом практически весь фильм - ни что иное, как мастерски замаскированный под рейтинг R удобный для маркетологов PG13. При этом мрачность, жестокость, алчность, равнодушие, отчаяние и ненависть остаются там же, где и были, но превращаются как будто в декорацию, в которой происходит драма Артура Флека и его столкновение с рядом важных для него лиц.

Вот тут-то у нас и начинаются проблемы… Проблемы исключительно субъективные, потому что мне НЕ нравится, что Артур Флек с самого начала, по факту и официально диагностированный психически больной! Нет, я не против сюжетов о психопатии. И я осознаю и понимаю, что драматурги любят истории о психах, потому что там для них шикарный материал. Потому что образ не обывателя, а именно безумца дарует сценаристам возможность усилить напряжение с экспрессией. Ну так кино же всё равно про психа, зачем же с самого начала ставить ему диагноз?

ОК, давайте разбираться. И для начала я предлагаю посмотреть на "Джокера", как на историю о человеке, который медленно, но верно терял себя. Нет, неправильно, не так. На самом деле, "Джокер" - это фильм про то, как люди убивали в человеке человечность, раз за разом выбивая почву из-под ног.



Он хотел стать комиком, но жизнь подставила его на ровном месте. Он хотел дарить людям радость, но в ответ получил равнодушие, миллион подозрений и злобу. Он хочет любить и быть любимым, но возможность нормальных, здоровых и полноценных отношений с женщиной оказалась ему недоступна. Он мог бы положиться на семью или родню, но за спиной единственного близкого человека оказался здоровый шкаф со скелетами. И кто он после этого? Несчастный изгой? Неблагодарный и бесхребетный мерзавец? Нет. На самом деле из человека с каким никаким, но именем и всё-таки работой он превращается в полнейшее и абсолютное ничто.

Именно так. Он именно никто и он ничто. Но психика не хочет принимать безличность. Потому что человеку необходимо чувствовать себя хоть кем-то, иметь что-либо и как-нибудь вращаться в среде тех, кто не отвергнет его и не предаст. А, если вдруг всего такого у нас нет, тогда под нашими ногами раскрывается жуткая пасть, разверзается пропасть, на дне которой есть только психоза на почве кризиса комплекса неполноценности. И тут уж либо человек сам вытащит себя из хищного болота безволия, либо добрый человек со стороны спасёт несчастного, либо суицид, либо больница, либо безумная война со всеми и с миром вообще.

А на дворе меж тем капитализм. Капитализм и кризис. Катастрофический кризис везде, во всём и у всех. То есть, простите, вру! Это в городе у нищебродов кризис, а в особняках у власть имущих всё хорошо, спокойно и нет проблем! Поэтому улицы Готэма воняют смрадом разложения. Поэтому никто и пальцем не пошевелит, чтобы убрать раскиданные тут и там мешки набитые с чёрт знает какой блевотиной и хламом.



Поэтому и люди на улицах сходят с ума, срываясь на тех, кто в принципе не состоянии дать сдачи. Поэтому те, кто мог бы работать и учиться, избивают тех, кто попадается им под руку. Поэтому что ни день из телевизора льются сладкие речи местного олигарха о том, что он готов стать отцом для всех несчастных горожан, вместе с которыми, буквально рука об руку, плечом к плечу и силами одной большой семьи он обязательно спасёт сей славный город!



Если бы он знал, как мы живём, если бы он увидел это место, ему бы стало тошно. (с)

Да, люди на славу потрудились, чтобы растоптать жизнь Артура, но злыми они стали не потому, что им так захотелось, а, потому что их собственную жизнь успели растоптать другие люди. А жизнь других людей в свою очередь втоптали в землю амбициозные и успешные личности, то есть, простите, дамы и господа предприниматели, элита, сливки общества!




И да, я сочувствую Артуру. И я ему тем более сочувствую, потому что будучи психически больным он вырос, стал мужчиной, но остался в детстве. Поэтому он и переживает свои невзгоды в сто раз острее большинства ровесников, но... Город совершенно явно в такой заднице, что никакая гадалка с экономическим экспертом не нужна, чтобы понять, что вместе с Арутом во множестве домишек и квартир мужчины, женщины и старики, подростки и маленькие дети переживают свои совсем не пустяковые проблемы с такой же, а, может быть, и большей остротой, с какой переживает о жестокой жизни наш анти-герой!

Как думаете, сколько там людей бьются головой об стену, потому что босс только что уволил их также, как другой босс уволил Артура? А сколько в Готэме людей, которых кинули с работой, но только не сегодня и даже не вчера, а целую неделю, месяц, год назад? Сколько людей там еле-еле сводят концы с концами на жалкие крохи пособия по безработице? А сколько там мужчин и женщин ненавидят мир, потому что остались и без зарплаты, и даже без пособия? Сколько прижатых к краю, цепляются даже за мерзкую, тупую, тяжёлую и вредную работу, чтобы получить хоть сколько-нибудь центов и долларов, чтобы элементарно выжить? А что насчёт отцов и матерей, чьи сыновья и дочери сломались, подсев на наркоту? А что насчёт всё тех же отцов и матерей, чьи сыновья и дочери откинулись от передоза? Сколько таких по Готэму? До кучи ведь должно быть! Им можно сменить отчаяние и слёзы на сумасшедший смех и ненависть, чтоб мстить?

Все ужасны в последнее время. Так любой может стать психом. ©

Видимо, нельзя. Потому что вместо трансформации обывателя в безумного принца преступного мира Готэма Тодд Филипс решил продемонстрировать своеобразный концентрат безумия, психоза, живущего своею собственной жизнью и руководимого своей собственной волей.




Ранимое дитя и монстр в одном теле. Преступник, безжалостный убийца и в тоже время мститель за всех замученных, забитых и растоптанных, за всех, кому досталось от жестокой жизни, за всех, кто очень хочет, но не в состоянии дать сдачи и, наконец, за тех, кто, как и Артур, получил под дых и от своих, и от чужих.

Поэтому и фильм становится не столько историей «про человека, который стал Джокером», сколько картиной про человека, который воплотил в себе гиперболу от мира, который с удовольствием его сломал. И он же позже стал экстрактом тьмы Готэма! А это уже значит, что «Джокер» снят, как лента о безумии, как сверху, так и снизу. Поэтому, в конце концов, в финале нам и показывают грань, которую нельзя переступать обеим сторонам, чтоб мир не погрузился в хаос.



Тот хаос, который неизбежно возникает, когда безумие элиты буквально вынуждает массы пойти за кем угодно лишь бы хоть что-то сделать с безнадёгой. И так до тех пор, пока Тёмный рыцарь не обратит тьму против самой же тьмы. Хотя и с Бэтменом все всё равно останутся такими же, а город так и останется той ступой, в которой толкут воду.

безумие, культовое, сценарий, социальная драма, криминал, фильм, драма, обзор, комикс, трагедия, США, режиссер, актёр

Previous post Next post
Up