FV4401 Contentious (кликабельно)
Английская 84.5-мм пушка Ordnance QF 20 pounder была, по меркам начала 60-х, оружием "всеубивающим". На расстоянии в километр ее снаряды M3 APDS, вылетающие из ствола со скоростью 1465м/с пробивали невероятные 287мм брони, оставляя далеко позади, например, даже прославленную 88-мм PaK(KwK).43, которая на той же дистанции пробивала снарядом PzGr 40/43 "всего лишь" 193мм брони. Разумеется, британские военныеtm захотели сделать на ее базе не только танк, но и истребитель танков (советских, разумеется).
Требования к этому истребителю были нерядовыми, нерядовым оказалось и решение.
Наведение по вертикали, максимальные возвышение и снижение орудия (кликабельно)
От машины FV4401 Contentious хотели сразу и всего - и авиатранспортабельности, и скорострельности, и точности (причем, чтобы наводка не сбивалась отдачей) и чего-нить еще, эдакого. В результате пришлось фантазировать на ходу. Легкая авиатранспортабельная машина с такой пушкой получалась, как минимум, безбашенной, а имевшийся автомат заряжания требовал, хотя бы, фиксированного угла возвышения. Как утрясти все эти требования в рамках одной машины? А вот так вот: угол возвышения регулировался с помощью активной гидропневматической подвески, как на шведском STRV-103. Собственно, я даже не знаю кто был пионером такого решения и были ли группы разработчиков в курсе относительно работ друг друга, но сходство очевидно.
Как обычно, схожие требования привели к сходству решений - деваться в таких случаях некуда. Но, английская машина была, во многом, куда как прогрессивнее своего шведского родственника.
Наведение по горизонтали при максимальном снижении ствола (кликабельно)
Созданная как часть масштабного "Project Prodigal" машина имеет некоторую свободу горизонтального наведения, что теоретически, позволяет не очень подставлять борта и даже, возможно, стрелять более-менее с ходу, при непредельных углах возвышения-склонения.
Плюс к тому, истребитель (на частях от шасси танка "комета", кстати) получил довольно мощную по тому времени электронику - для облегчения управления машиной экипаж из двух человек пользовался телевизионными камерами для обзора и продвинутыми прицелами. Неясно назначение коробок над стволом, - возможно, у тестовой машины там располагалась система позиционирования орудия, датчики всякие, - для простоты доступа? Или всякая телевизионная электроника там, с той же целью....?
Наведение по горизонтали при максимальном возвышении (кликабельно)
Глобально идея понравилась,
были мысли перейти и на чисто колесное шасси (оказалось, что целиться всей машиной - на гусеницах не в пример проще), поставить 105-мм пушку или даже спарку
120-мм безоткатных Вомбатов, и так далее, - но годы, годы!!! Начало 60-х - пора появления массовых ПТУР, которые быстро вытеснили подобные "истребители танков" из умов конструкторов и военных. Простой и дешевый джип с парочкой ракет оказался и дальнобойнее и легче и со всех стороны выгоднее хитровымудренных носителей пушек.
Тем более, что пробитие ракет росло не по дням, а по часам, - при том, что высокоимпульсные пушки все равно требовали тяжелых и прочных носителей, и тем более массивных, чем мощнее становились пушки.