Leave a comment

alex_ak October 19 2011, 04:51:02 UTC
Что-то идея составить поезд из автономных мотоброневагонов вызывает большое сомнение, как с тактической т.з., так и с технической. Тактически все просто - бронепоезда обычно составляются из специализированных бронеплощадок, каждая своего назначения. А с технической - вагоны же мало сцепить, их надо соединить по управлению по системе многих единиц, что в то время было, боюсь, фантастикой. Вспомните, даже трамваи тогда не соединяли по СМЕ, а просто использовали несамоходные прицепные вагоны. Если только сделать, чтобы все генераторы работали на общую силовую шину, а все моторы были запитаны через общее управление (как бы оно ни было реализовано. Скорее всего, управление током возбуждения, наверное). Но это адский изврат, который вынуждает использовать один из вагонов как вечный пост управления и дико затрудняет переформирование поезда.

Reply

strangernn October 19 2011, 05:17:03 UTC
А если просто телефоном транслировать команды? "держать такой-то ток!" на выходе с генератора, да и ладно. И машинисты каждого вагона сами двигатели подрегулируют по оборотам.

Reply

alex_ak October 19 2011, 06:04:46 UTC
Это уж очень неоперативно получается. На пароходе еще куда ни шло, но на поезде уже стремно. Да и моторы пожечь при такой системе проще простого, при неодновременном включении.

Reply

strangernn October 19 2011, 06:21:28 UTC
Возможно и так... А если сельсинами воспользоваться? Особая точность, на самом деле и не нужна - тяга все равно выровняется автоматически.

Reply

alex_ak October 19 2011, 08:39:57 UTC
В 1928 году? Вообще-то сельсины впервые были применены для управления шлюзами Панамского канала в 1900 году, но не думаю, что к 1928 в Польше они стали такими компактными и получили такое распространение, чтобы применить их в транспортной технике. Вообще наверное можно придумать и другие варианты - например, следящую РКСУ типа шагового искателя, но это все равно геморрой - это же надо каждый вагон оборудовать ведущей и ведомой частью системы управления. Я думаю, что они просто этим не заморачивались и вагоны управлялись независимо. Ну если только имелась возможность объединить цепи управления возбуждением, а дизель-генераторы тупо ставились в один режим.

Reply

strangernn October 19 2011, 13:31:36 UTC
Черт его знает.. У меня в книжке 1928 года издания (советской) сельсины описываются как совершенно стандартные серийные устройства, в качестве примера приводится организация синхронизированных с "эталоном" часов, развешиваемых по всей железнодорожной станции.

Reply

alex_ak October 20 2011, 04:42:54 UTC
Хм, интересно. Ну тогда очень может быть.

Reply

francis_maks October 19 2011, 15:13:22 UTC
Но были же у нас бронепоезда составленные из трёх Д-2. Правда, тут идея скорее в экономии моторесурса, ведь тягалось всё паровозом. Но бой вели и в составе поезда и поштучно. У меня на станции как раз такой одинокий кусочек немцы в 41-м добили. А основной состав - на соседней.

Reply

alex_ak October 20 2011, 04:42:05 UTC
Ну, положим, бронепоезд из одних мотоброневагонов в наших условиях больше похож на войсковую импровизацию. Не думаю, что так было задумано по штату. А у поляков как раз в этом была основная идея. На Ленинградском фронте мотоброневагоны использовались как полусамостоятельные боевые единицы в составе обычных бронепоездов. В любом случае, как вы и заметили, при соединении в поезд они не использовали свою силовую установку. Хотя был случай, когда после поражения паровоза МБВ-2 вытащил из-под огня весь бронепоезд. Правда, у него был танковый мотор в 500 л.с. За ссылку спасибо, интересное исследование.

Reply

francis_maks October 20 2011, 17:18:41 UTC
Не импровизация - таких бронепоездов перед войной было несколько, все одинакового состава - 3 Д-2 и паровоз. По-моему и штат соответсвующий существовал, но навскидку могу и напутать
Не армейский - НКВД Д-2 в РККА не было
Реально их и использовали как единый бронепоезд с полусамостоятельными вагонами. Что и имеем в данном случае - поезд из 2 Д-2 и паровоза танки прижали в Плисе/Красном Знамени, отделившийся от него Д-2 в Жодино.
Вот на счёт того, было ли так задумано или случайно сложилось не знаю. Вообще бепо числился учебным.

Reply

alex_ak October 24 2011, 05:01:04 UTC
Хм, интересно. Единственное, что у меня вызывает сомнение - что бронепоезд был учебный. Никогда не понимал странной традиции передавать всякую не получившую распространения технику в учебные части. Чему можно научить на пособиях, которых нет в строевых частях, и какой в этом смысл вообще? В данном случае, правда, штат такой [вероятно] существовал, но бронепоезда такого типа, насколько я понимаю, распространения не получили.

Reply

francis_maks October 24 2011, 14:55:52 UTC
73-й в Гомеле
71-й Вяземская
70-й Куйбышевка.
69-й Укурей.
67-й Слюдянка.
76-й Орша...
82-й Выборг

Похоже все Д-2 свели в бронепоезда.

Штат

Бронепаровоз - 1
МБВ - 3
Бронедрезина БА-10 на жд ходу - 2
Бронированный склад-вагон - 1
Орудий 76 мм боевых - 6
Орудий 76 мм учебных - 1
Пулеметов станковых на бортустановке - 12
Пулеметов станковых учебных - 2
Зенитно-пулеметная установка - 1
Автодрезины - 1
Мотодрезины - 2
Вагон-мастерская - 1
Вагон-кухня - 1

114 человек

Reply

alex_ak October 24 2011, 16:01:56 UTC
Не слабо... Первый список - это бронепоезда такого штата?

Reply

francis_maks October 24 2011, 16:56:43 UTC
alex_ak October 30 2011, 15:16:46 UTC
Спасибо.

Reply


Leave a comment

Up