Морские сражения на Теннеси и Миссисипи.

May 21, 2011 00:01




USS Tyler (кликабельно)

Точнее, речные бои, - но вполне настоящих боевых кораблей, пускай и импровизированных. Отчего-то эта сторона американской Гражданской Войны как-то мало освещена, хотя о морских сражениях Монитора и Мерримака, Алабамы и Кирсарджа известно достаточно много. А ведь в реках, протекающих в самом сердце США кипели никак не менее ожесточенные баталии достаточно интересных боевых кораблей.



USS Lexington (кликабельно)

Первый из трех систершипов, USS Tyler - это построенный в Цинциннати , штат Огайо в 1857 году коммерческий пароход с двумя расположенными в задней части судна боковыми гребными колесами. Такая схема сочетала маневренность обычных судов с бортовыми колесами - и экономичность т.н. "американской схемы", с большим колесом позади. Это вполне удачное корыто водоизмещением 584 тонны было приобретено ВМС США 5 июня 1861 и в тот же день называется канонерской лодкой USS Тайлер Новый корабль был введен в эксплуатацию в сентябре 1861 года - за три с хвостиком месяца конструкцию обшили толстыми брусьями, которые безусловно задерживали пули и даже могли противостоять небольшим полевым орудиям - а вот чтобы полевые орудия выдержали огонь этого корабля - тут уж дудки! Потому, что этот речной пароходик нес восемь орудий калибром 203мм (8"), и несколькими (источники называют цифры от одного до восьми) 32-фунтовыми пушками. Все это великолепие плавало со скоростью до 7-8 узлов и обслуживалось экипажем из, примерно, 60 человек (возможно, на борт принималась и десантная партия, при необходимости).

Чуть позже к первой канонерской лодке присоединились еще две однотипные единицы - USS Lexington (455тонн, 4х8" и 2х32-фунта) и USS Conestoga (577 тонн, 8х8" и 6х32-фунта). Появление такой троицы резко изменило расклад сил на крупнейшей водной транспортной артерии США. Новые канонерки с боями прошли по рекам Кумдерленд, Теннеси и Миссисипи, отметились в сражениях на Уайт-Ривер. Они захватывали мосты и боевые корабли конфедератов, расстреливали укрепления и высаживали десанты.



USS Conestoga (кликабельно)

В некоторых случаях, как во время сражения при Шайло - огонь их орудий переламывал почти безнадежную ситуацию в пользу федеральных войск. В самом деле, ни пехота, ни кавалерия - почти ничего не могли противопоставить 203-мм орудиям канонерок, они практически безнаказанно расстреливали сухопутные войска. Да даже и похожие по конструкции и назначению корабли южан практически ничего не могли поделать - лишь одна из лодок, USS Conestoga была потоплена в бою с USS General Sterling Price во время битвы при Мемфисе, - но и то, не артиллерийским огнем, а случайным "дружественным" таранным ударом (собственно, General Sterling Price - был таранным броненосцем, но тоже наспех переделанным из грузового судна), запутались непривычные к баталиям речники в сигналах. Причем, сам "победитель" был весьма сим тараном сильно поврежден.

Однако, война закончилась, и у США полностью пропала необходимость в речных боевых кораблях. Поэтому, в 1865 году обе уцелевшие канонерки были проданы с аукциона, после чего их следы теряются. Полагаю, что "бронировку" разобрали на дрова, а сами пароходы еще долго служили в своем первоначальном качестве.

1861, корабли и водный транспорт, США

Previous post Next post
Up