кликабельно
Очередная пятница и очередной вопросик, чтобы не скучно было неделю дорабатывать. Надеюсь, поименовать этого зверька особых проблем не составит? Что это за машинка, когда и где построена, какова ее судьба? Есть тут, правда, один небольшой подвох, с нонешним положением дел, - но и это не очень сложно. Всем удачи!Обещать, что комментарии скроются - не могу (семаджик атрибуты записей из очереди иногда поедает), но постараюсь. Комментировать, скорее всего, смогу только днем в пятницу, увы...
Три ПММ "Волна, - 120 тонн грузоподъемности (кликабельно), +
еще фото Совершенно верно угадали ув.
primarch_horus,
sam_buddy,
анонимный читатель, vold_vold, bukvoed и patetlao это ПММ-1 "Волна".
Призванная заменить неплохой, но обладающий одной неприятной особенностью самоходный паром ГСП. Беда в том, что ГСП состоял из двух половинок, и если одна по тем или иным причинам выходила из строя, - то вторая тоже оказывалась бесполезной. Поэтому, в отличие от левого и правого полупарома ГСП - ПММ "Волна" несла на себе сразу два понтона, откидывающихся влево и вправо соответственно. ПММ разрабатывалась на базе многоосного универсального шасси БАЗ-5937. Далее передам слово Ю.Веремееву, чтобы не изобретать велосипед:
Стая ПММ форсирует Оку в районе Навашино-Муром, неподалеку от "гнезда" (кликабельно) +
еще и
еще фото
В ходе эксплуатации в войсках выяснилось, что из-за большого диаметра колес при довольно значительном удельном давлении колес ПММ на грунт затруднен вход машины в воду и особенно выход из воды при вязких, заиленных грунтах дна водной преграды. Колеса также значительно снижают скорость движения на воде и управляемость, а при движении с грузом требуется довольно большая глубина, иначе паром садится на мель. Также затруднена погрузка на паром техники при пологих берегах, т.к. паром должен становиться под погрузку далеко от уреза воды, из-за чего перевозимая техника вынуждена проходить большое расстояние между берегом и паромом по воде при предельных для схопутной техники глубинах брода. Ремонт понтонов в войсках почти невозможен из-за того, что они изготовлены из аллюминия, который требует при сварочных работах использования газа аргон, который в войска не поставляется. Кроме того, оказалось, что масса машины слишком велика для двигателя при движении по пересеченной местности, а на воде из-за большого сопротивления воды он все время работает на предельных режимах и не выдерживает сроков эксплуатации.
К середине восьмидесятых годов выявился крупный просчет технического задания, в свое время выданного на разработку этой машины (машина уже выпускалась серийно и поступала в войска). С переходом танковых войск на танки типа Т-64, Т-72, Т-80 тактическое применение ПММ оказалось под вопросом. Ее грузоподъемность 40 тонн при минимальном запасе плавучести, а эти танки имеют массу 41-46 тонн и более. Использование двойного парома ПММ нецелесообразно из-за недоиспользования грузоподъемности ( 80-тонный паром на 46 тонн груза). Все реимущества перед ГСП оказались утрачены, а заменить понтонный парк ПМП "Волна" так и не смогла. К тому же одна машина ПММ едва ли дешевле двух машин ГСП. Конструкция машины была предельной, запаса модернизации не оказалось. Увеличение размеров с целью увеличения грузоподъемности оказалось почти невозможным из-за дорожных и железнодорожных габаритных ограничений. ПММ, как и ее гусеничный вариант ПММ-2 , говоря тактико-техническим языком "провалилась". Провалилась между Т-62 и Т-72. Места, этой машине, в боевом строю так и не нашлось.
Такова невеселая история машин ПММ и ПММ-2.
Волна в транспортном положении (кликабельно)
Техническое описание ПММ. Паром состоит из четырехосного колесного шасси с водонепроницаемым корпусом палубной конструкции из аллюминия, соединенных с корпусом шарнирно двух дополнительных понтонов из аллюминия (называемых в просторечии "лодками"), со въездными аппарелями, стыковочными устройствами и проезжими частями. В транспортном положении понтоны располагаются на корпусе машины один над другим. После входа машины в воду ( машина способна плавать с понтонами, находящимися в транспортном положении) с помощью гидравлики понтоны откидываются в стороны, образуя трехзвенный паром.
Машина имеет трехместную кабину изготовленную из стеклопластика с фильтровентиляционной установкой, радиостанцией и внутренним переговорным устройством. Движитель водометный двухканальный ( т.е сзади стоят два гребных винта в тоннелях), что позволяет обеспечивать парому на воде высокую маневренность (радиус циркуляции 28м.). Система водооткачки состоит из трех центробежных насосов общей производительностью по 1840 л/мин., откачивающих воду из корпуса и понтонов.
- Экипаж парома 3 человека.
- Снаряженная масса парома 26 тонн, грузоподьемность на воде 40 тонн.
- Двигатель - дизель мощностью 220.8 квт.
- Максимальная скорость движения по суше 59 км/ч., на воде с грузом 10 км/ч, без груза 11.5 км/ч. Все восемь колес ведущие, колеса первого и второго мостов поворотные управляемые гидроусилителем.
- Максимальная мореходность 2 балла ( для сравнения - ГСП - 3 балла, ПТС-М 4-5 баллов. т.е. применение машины при сильном волнении затруднено).
- Время развертывания парома из транспортного в боевое положение 3-4 минуты.
<
font size="-2">На снимке паром ПММ в момент выхода из воды с понтонами в рабочем положении. (кликабельно)
Никаким вооружением машина не оснащена, что является крупным и застарелым недостатком всех инженерных машин. Этот недостаток особенно значим для машин, форсирующим водные преграды, т.е. действующих в боевых порядках войск. Тем более, что ПММ не имеет хоть какой либо броневой защиты.
Автору неизвестно в каких инженерных частях и в каких количествах имелись ПММ на вооружении. Вероятно, ими должны были заменить в переправочно-десантных батальонах ГСП и ПТСы. Однако ГСП выпускается и по сей день, ПТС же получил свое дальнейшее развитие ( ПТС-М, ПТС-2, ПТС-3) и активно используется. В основном ПММ сыграл роль полноразмерного макета и явился предтечей для разработки своего гусеничного варианта ПММ-2 и ПММ-2М.
ПММ "Волна", вид спереди (кликабельно)
Вот такая вот красивая идея пролетела, как фанера над Парижем. Причем, перевозить-то надо и не только танки, но... Хотя, честно говоря, я не очень уверен в невозможности увеличения грузоподъемности хотя бы гусеничного варианта ПММ-2, - но как получилось - так получилось.