Самолет, летающий на угле: Comte AC-4 с газогенератором.

Oct 13, 2020 00:01




Газогенераторный Comte AC-4, первая итерация 1939 года (кликабельно)
с описанием функционирования летательного аппарата.

Честно говоря, я не знаю, что сподвигло швейцарского пилота и изобретателя Эрнста Висса (Ernst Wyss) на такое странное изобретение. Предположу, что начавшаяся в Европе Вторая Мировая очень остро поставила перед Швейцарией вопрос доступности авиационного топлива. Утопающий хватается за соломинку - и теплая компания граждан Швейцарии, состоящая из самого господина Висса, пилота Сями Руппа (Sämi Rupp), владельца небольшого самолета Comte AC-4 с регистрацией HB-USI, старшего лейтенанта Эберсольда и господ Портманна и Гюнтхарда на свои деньги, без малейшей поддержки государства, решила замутить самолет с газогенератором вместо бензобака. Понятно, что из-за массогабаритных ограничений единственным вариантом было использование древесного угля - все остальные варианты, даже сулившие большую выработку газа, были слишком тяжелыми.



Схема газогенераторного самолета (кликабельно) 1. Газогенератор.
2. Фильтр грубой очистки.
3. Линия охлаждения газа
4. Фильтр тонкой очистки.
5. Труба к карбюратору.
6. Собственно, карбюратор.
7. Труба со смесью к цилиндрам.
8. Выхлоп.
9. Турбонагнетатель.
10. Воздухозаборник нагнетателя.
11. Подача сжатого воздуха.
12. Крышка угольного бункера.

Газогенератор, заряженной массой 121 килограмм был установлен на месте второго пассажира, и все бы ничего - но возникли проблемы: двигатель, штатной мощностью (на бензине) 110 л.с. при переходе на генераторный газ слишком много терял в мощности, так что после первых попыток полета в 1939 году выяснилось, что проект нуждается в серьезной доработке. Собственно, ну что тут можно придумать? Используя высокое октановое число генераторного газа можно было поднять мощность, установив систему наддува - натолкать в цилиндры больше воздуха, поднять и степень сжатия, и количество топливо-воздушной смеси в цилиндре. Вот системой турбонаддува и занялась эта теплая компания.



переделанный обратно на бензин (с установкой 150-сильного двигателя)
Comte AC-4 HB-USI, ныне в запасниках музея (чуть кликабельно)

Учитывая недоступность для компаньонов жаростойких сталей им пришлось повозиться, но 13 сентября 1944 года доведенный до ума самолет поднялся-таки в воздух. Летно-технические характеристики доработанной машины приятно удивили. Разбег составил всего 250 метров при взлетной массе 830 кг. Скороподъемность составила от трех до пяти метров в секунду (более чем достойно), а одной закладки в 34 килограмма угля хватало на 120 километров полета (минут 40, примерно). Приятным бонусом стала резко сниженная шумность самолета: турбина нагнетателя сильно снижала энергию и температуру выхлопных газов и, разбивая броски давления, превращала громкое тарахтение в ровный мягкий шум. Однако, в сентябре 1944 года с будущим Европы все стало уже более-менее понятно, и ни армия, ни государство самолетом не заинтересовались - время на доводку и запуск в серию явно было больше оставшегося времени войны и дефицита бензина.
This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/2107660.html. Please comment there using OpenID.

авиационная техника, 1939, швейцария, 1944

Previous post Next post
Up