Государственно-частное партнерство, как оно есть: БА Saurer-C.A.T.

Jul 18, 2020 00:01




Saurer-C.A.T. №9 на привале (кликабельно)

Интересным образом повели себя французы в Марокко. В частности (в интересующей нас части) для снабжения колониальных войск там была создана частная компания Compagnie Africaine de Transport (C.A.T.), которая работала, что тоже интересно, на швейцарских грузовиках Zaurer (не знаю, чем им французская техника не угодила). Однако, места там были неспокойные и колонны требовали сопровождения бронетехникой. Пока C.A.T. работала только на армию - армия и выделяла охрану, но когда транспортные операции переросли масштабы "только для армии", то военные от предоставления такого сервиса отказались.



броневик Saurer-C.A.T., вид справа (кликабельно)
На заднем плане тоже интересная машина, кстати.

Однако, ездить без сопровождения по Марокко нельзя, и в C.A.T. решили создать собственные конвойные броневики. Разумеется, на базе машин Saurer с типовым мотором 6,85 литров и мощностью 55 л.с., чтобы не плодить зоопарк в гаражах и ад в номенклатуре запчастей (правда, шасси было укороченным, с базой всего 3700 мм). Так и сделали, построив в 1928 (или 1929) первый из серии в несколько (пишут, что девять единиц) довольно симпатичных броневиков Saurer-C.A.T.



Saurer-C.A.T., какой-то рабочий эпизод (кликабельно)

Просторные корпуса из 9-мм броневой стали, собранные заклепками на каркасе обеспечивали надежную защиту от имеющегося у воинов пустынь вооружения (стрелковки, в смысле), а вооружение из одного-двух 8-мм Hotchkiss Mle 1914 было более чем убедительно против кавалерийских наскоков. Тем более, что возимый боекомплект составлял аж 5000 патронов, т.е., в случае чего можно было не особенно экономить патроны.



Saurer-C.A.T. №3 и №12 (кликабельно)
обратите внимание: башня №12 чуть приподнята

Но вот с т.з. эксплуатации машин был нюанс: сделать броневик законы разрешали (нет оснований запретить обшить грузовик железом), а вот иметь частные пулеметы - нельзя, а из винтовок-то не отстреляешься. Поэтому пришлось пойти на уловку, которую облегчило происхождение компании C.A.T. - сама машина была частной, механик-водитель тоже был сотрудником компании, а вот пулеметы были казенными - и, конечно, командир машины, пулеметчик и его помощник были военнослужащими (как я понимаю, Иностранного Легиона).



Saurer-C.A.T. "в поле", видна часть места мехвода (кликабельно)

Машины успешно прослужили в компании до 1934 года, после чего статус Марокко изменился и они, по большей части, были переданы в Иностранный Легион (хотя, вроде бы, в 1939 году одна машина еще числилась на балансе C.A.T.), где занимались, собственно, тем же самым вплоть списания по износу. Во Второй Мировой эти машины уже участия не принимали, не дотянули. В отличие от армейской техники того же возраста, кстати - потому что они не стояли в парках и гаражах, а работали день за днем.+ Zaurer-C.A.T. где-то на привале в пустыне, рядом с подзащитными.
+ два броневика Zaurer-C.A.T. охраняют колонну из четырех легковых автомобилей.

Марокко, 1928, 1929, БА, Франция

Previous post Next post
Up