S-76 SHADOW, летающий стенд для пилотажа "в одно лицо".

Jun 24, 2019 00:01




S-76 SHADOW (кликабельно)

В ходе НИОКР по разработке одноместного боевого вертолета, проводимых в США, компания Sikorsky доработала один S-76 в вариант SHADOW (Sikorsky Helicopter Advance Demonstrator of Operators Workload). Доработанный путем установки испытательной кабины перед обычной кабиной (в которой сидели страхующий пилот и инженер-испытатель) вертолет взлетел 24 июня 1985г.



машина в полете, хорошо виден испытуемый пилот (кликабельно)

В ходе десятков испытательных полетов дополнительная кабина пилотов оснащалась боковой ручкой управления, системами голосового управления, на стекла кабины проецировалось все, что только можно, к ней подвешивался "магический шар" FLIR. Кроме того, исследовались различные покрытия для стекол кабины, призванные снизить заметность вертолета в различных диапазонах.



экспериментальная машина, вид переди-снизу (кликабельно)

Однако, результат испытаний показал, что управление "в одно лицо" американцам не удалось. Если с управлением вооружением и восприятием показаний разнообразных приборов наблюдения в простом полете проблем не возникало, то с боевым пилотажем возникли сложности. Одной головы в кабине оказалось недостаточно, чтобы одновременно воспринимать окружающую обстановку и выполнять руками и ногами необходимые действия.



S-76 SHADOW на земле, на машине установлен FLIR (кликабельно)

Пилот просто не справлялся с нагрузкой при достижимом на тот момент уровне автоматизации управления вертолетом*. В результате, консорциум Boeing/Sikorsky похоронил идею одноместного боевого вертолета, а итоговым продуктом разработки по программе LHX стал вполне себе классический двухместный Boeing/Sikorsky RAH-66 Comanche. * - а все классическая схема, где скоординированное управление по трем осям требует полной концентрации пилота. Одноместный Ка-50 с соосными НВ оказался вполне успешным, хотя и жутко дорогим.

This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/1908672.html. Please comment there using OpenID.

сша, авиационная техника, экспериментальные, 1985

Previous post Next post
Up