Авиетка UTVA-75 в качестве пушечного штурмовика. Да, такое тоже бывало.

Jul 31, 2016 00:01




экипаж хорватского штурмовика у своей машины (кликабельно)

Когда в середине 70-х югославские конструкторы создавали свой учебно-тренировочный самолет UTVA-75, то даже проектируя узлы подвески вооружения, - вряд ли предполагали, что спустя два десятка лет они реально будут использованы, а уж то как они будут использованы... В смысле, как именно это случилось? А вот как: Вы помните, конечно, как под занавес Третьего Рейха там пытались подвешивать фаустпатроны на авиетки и даже планеры? Вот примерно подобное, - но на новом техническом уровне, конечно, - и сделали хорватские военные. Они сделали из самолетика довольно забавный пушечный штурмовик.



пушечный UTVA-75 в воздухе (кликабельно)

Каким образом? Я сломал глаза, пытаясь понять, что именно они повесили под крылья самолетика, - и постепенно склоняюсь к мысли, что это 82-мм станковые гранатометы М-79 (мне кажется, что я вижу сопло безоткатки в правой части фотографии). Это, все-таки, поинтереснее, чем "обычные" гранатометы, - в первую очередь применением "пассивной гранаты", в смысле, без реактивного двигателя, - это исключает риск помпажа двигателя от выхлопа улетающей ракеты. Опять же, по сравнению с выстрелом РПГ-7/СПГ-9, маршевый двигатель которого включается в 20-30 метрах от ствола, - нет риска случайно догнать свой же снаряд, который небольшим вышибным зарядом выкинут во встречный поток скоростью метров 50-80 в секунду вместо неподвижного воздуха.



машина на взлете (кликабельно)
Фактически, только эта фотография сделанная из кабины второго самолета
и наводит на мысли о том, что штурмовиков было, хотя бы два.

Кроме того, по сравнению с обычными одноразовыми гранатометами у М-79 эффективная дальность побольше, и при некотором навыке прицеливания, - я полагаю, что в отдельно стоящий домик метров с пятисот-семисот из четырех снарядов положить можно один-два уверенно, - и остальные очень близким накрытием, а площадные цели обстреливать получится и с двух-двух с половиной километров (особенно учитывая превышение над целью и "лишние" 80м/с начальной скорости снаряда). Это, помимо прочего, означает, что хотя бы из автоматов самолет не расковыряют, далековато все-таки, для прицельной стрельбы по воздушной цели.



лучшее из найденный изображений подвески (кликабельно

К сожалению, ничего не знаю о том, как на самом деле воевали такие самолетики (вооружено таким образом, как я понимаю, было не менее двух), но в любом случае, в войне на Балканах авиация ни с одной стороны существенной роли не сыграла. Скорее, применением таких штурмовиков это была чисто психологическая поддержка войск, типа "наши в небе!". На больше их просто не хватало количественно никак. А на фотографиях, как я понимаю, вообще, один и тот же самолет, "001 4BRG", не удивлюсь что единственный такой.+ технические данные гранатомета M79 на сайте Югоимпорта.

авиационная техника, 1990-е, Хорватия, Югославия

Previous post Next post
Up