Быстро летать каждый может, а ты попробуй летать медленно! Самолеты Vacuplane XL.

Apr 28, 2016 00:01




Vacuplane XL-4 (кликабельно)
маркировка UM это University of Miami.

Где-то в середине 20-х годов XX же века профессор университета Майами (факультета аэронавтики) Эдвард Ленье (Edward H Lanier) задумался над тем, как летать медленно. Как летают самолеты он знал, но ему хотелось летать неторопливо, с небольшими взлетными и посадочными скоростями и вообще, чтобы самолет был неспособен свалиться в штопор. Его идеей было создание вакуума над крылом в принудительном порядке. Начав с "пылесоса" (он называл его "вакуумной ячейкой") на самолете Vacuplane XL-1 и увеличив ее размеры на самолете XL-2, - он постепенно пришел к самолетам XL-3, а затем и XL-4 с очень характерной внешностью.



вид на XL-4 сзади, видна "вакуумная решетка" (кликабельно)

Трапецевидное в плане крыло обратной стреловидности размещалось на высоком пилоне, в котором размещалась и пилотская кабина. Помимо поддува под нижнюю часть крыла от двигателя такая компоновка обеспечивала еще и гравитационную поперечную стабилизацию, поскольку на короткое крыло да на малой скорости надежды в этом плане было мало. Чтобы поток не срывался с короткого крыла - профессор Ленье заглушил крыло большими шайбами, повысив его эффективность по сравнению с моделью XL-3. Пропало и ПГО, эксперименты с XL-3 показали, что обдува хвостового оперения от двигателя LeBlond 5DF в 85л.с. вполне хватает для маневрирования по курсу и тангажу.



вид на самолет сбоку (кликабельно)

Сверху крыло очень толстого профиля ("медленного", но с высокой несущей способностью) было накрыто решеткой. И, признаться, я сломал глаза пытаясь понять зачем... Мне кажется, что там вентилятор, отсасывающий воздух из пространства над крылом. Создающий там искусственное разрежение. Тот вакуум, потому что самолет этот именно vacuplane и никак иначе. И вы знаете... Самолеты профессора летали примерно расчетным образом. Они отрывались от земли при смешной скорости 40-50км/ч, бодро набирали высоту при минимальном угле атаки и спокойно снижались на малой скорости не теряя стабильности.



Vacuplane XL-4, вид спереди и и сзади (кликабельно)

В общем, все получилось, осталось понять, зачем? В смысле, примерно в это же время на "крыло" начали вставать первые автожиры, которые показывали еще более интересные результаты, а уж что вытворяли висящие на месте геликоптеры!!! Vacuplane на фоне их маневров смотрелся, прямо скажем, слабовато. В принципе, если бы он мог похвастаться высокой горизонтальной скоростью, - так ведь нет, и профиль крыла тот еще, и общая аэродинамика аховая. Нет, мистер Ленье построил и пятую версию своей летадлы, более обтекаемую, но она тоже звезд с неба на фоне новинок не хватала. Тем, собственно, дело и кончилось.P.S. Хотя нет, не кончилось... В послевоенные годы мистер Ленье основал вместе с сыном, тоже Эдвардом, но М (в смысле, Edward M Lanier) фирму Lanier Aircraft Corp, которая выпустила несколько интересных самолетов "Paraplane" с крыльями малого удлинения и хитрой перепускной механизацией, повышавшей давление под крылом (и уменьшавшей над ним, соответственно). Но это уже другая история.

авиационная техника, 1930, экспериментальные, 1928, 1931, США

Previous post Next post
Up