Проведя несколько дней в столице Армении, мы решили, что пожалуй неплохо бы провести ещё несколько дней на море. Посмотрев по карте где тут ближайшее море, мы решили выбираться в Грузию через переход Бавра - Ниноцминда. Заодно заехать уже в пещерный город в Вардзии. А то сколько лет езжу в Грузию, а до него так и не доехал.
Фото на память с Армине. Штаны превратились в шорты, ибо жара просто жесть!
Выехали из Еревана и километров через 70-100 организм уже переключился в крейсерский режим. На очередном затяжном повороте привычно обгоняю какой-то большегруз через сплошную, и через минуту замечаю машину с мигалками на хвосте. Тут надо сделать лирическое отступление, и рассказать о движении на Кавказе, и в Армении в частности. Ну про наш Кавказ все знают, это треш и угар. Удалось выжить, уже молодец. )) В Армении и Грузии по правилам тоже мало кто ездит, но при этом всё культурно и аккуратно. Здесь как бы начинают действовать негласные правила движения, которые все соблюдают вместо официальных, и аварий очень мало. Поэтому всякие там сплошные, ограничения скорости, и прочие знаки, народ вообще не замечает. Поэтому на второй неделе своего здесь пребывания, я полностью влился в местную движуху, и делал как все. Но я не учёл одной важной вещи - у меня были российские номера.
Фуражка торчит за багажом. )
Ну и вот в общем, догоняют они меня и чего-то бормочут в мегафон, но я уже и так понял, что я попался. Останавливаемся на обочине, и как-то неудачно выставив ногу, мы с Надей и мотоциклом дружно падаем, и катимся кувырком по кустам. Со стороны это наверно смотрелось очень комично. Мы даже потом шутили, что надо было вообще не вставать, и притворится мёртвыми опоссумами, может быть они бы уехали. ) Можете представить, какое у меня было настроение, после того как я с трудом поднял мотоцикл. Я этих блядителей порядка уже внутренне возненавидел. А они завели свою песню: "Ой, упал, не трезвый наверно, ой, наверно на мотоцикле перегруз. Ой, а ты же знаэшь, что у тебя на родине за пересечение сплошной?" Я говорю - "у нас, как договоришься. Нэ, - говорит, у вас лишение. Вот и у нас тоже изымают права, потом едешь в банк, оплачиваешь штраф, возвращаешься, мы тэбэ права отдаём." А штраф 100000 драм (на тот момент порядка 12 тыс. руб.). Короче развели по полной.
Начали торговаться: "Ты же гость говорят, мы с тэбя много денех не возьмём." Удалось скинуть со ста тысяч драм до 35-ти (3,5 тыс. рублей на тот момент). Но вот засада. Мы же ехали уже на выезд из страны, и я постарался все деньги в армянских драмах потратить заранее на всякие ништяки, чтобы на границе не терять на обмене. Пришлось дать им пятитысячную купюру..меньше не было. Даже сдачи мне насыпали немного (правда её потом пришлось подарить на границе).
Какие выводы можно сделать из этой истории. Конечно же нужно соблюдать правила иметь мелкие деньги в любой валюте на такой случай. А ещё очень полезно сделать международные права. Их и подарить можно если что. И конечно же внимательно читать ПДД той страны, куда вы собираетесь, но это может и не помочь.
Ну а мы продолжили свой путь. Нарушать я от этого меньше не стал, но стал втройне внимательнее. Где-то у самой границы, я подумал, что неплохо бы заправиться. Кажется это было в Бавре. Местные мне сказали, что там есть заправка. Я проехал этот посёлок насквозь, и заправки не нашёл. Вернулся обратно. Проехал ещё раз.
Аисты негодуют моей невнимательности. Вот же она, заправка!
А, ну да. Как можно было не заметить. )
Спросил 92-й бензин (регуляр). Не, говорит, у нас только премиум (95). ) Ну ок, налили из ведра премиум. ))
Пограничный пункт совсем захолустный. Желающих его посетить кроме нас не наблюдалось. Хотя совсем неподалёку строится новый большой терминал. Проходится он быстро, но на каком-то этапе меня попросили зайти внутрь небольшого вагончика. В нём мне дали пол кило абрикосов, и вежливо сказали, что надо ещё доплатить немного денег за временный ввоз мотоцикла. На самом деле это так, или мне просто продали пол кило абрикосов, правда мне увы, не открылась. Ну ладно, заодно избавился от остатков армянских денег.
Далее пошла Грузия. Дорога абсолютно пустая. Машин нет, людей и посёлков тоже. Заправок тоже не видал. Коровы эмигрируют.
Ближе к Вардзии местность очень красивая. И очень много чего есть посмотреть. Сразу на повороте с трассы открывается красивый вид на крепость Хертвиси - одну из самых древних, и лучше всего сохранившихся крепостей Грузии. Хотя насчёт древности есть разные мнения. Крепость расположена на скале над рекой Паравани, и вытянута с запада на восток. Она состоит из верхней крепости-цитадели, и нижней крепости. На территории есть небольшой храм, построенный примерно в X веке.
Внутри.
Внизу видны остатки нижней стены крепости.
Как говорят, эта дыра, ни что иное как крепостной туалет.
За свою историю крепость несколько раз переходила из рук в руки. В XIII веке здесь побывали монголы, в XVI турки, а в 1828 году в ходе русско-турецкой войны крепость перешла к Российской империи.
Дорога - мечта мотоциклиста.
По пути в Вардзию остановились поесть в ресторане одной из гостиниц. К сожалению, не записал её название. На её территории просто рай. Я чуть не соблазнился остаться там на ночь. Двухместный номер там стоил 100 лари, но поверьте, даже такому прижимистому человеку как я, захотелось их там оставить. Остановило только то, что я уже настроился на ночёвку в палатке, да и бюджет поездки сильно просел, из-за незапланированной траты на детей армянских гаишников.
На территории гостиницы.
Далее была Вардзия. Это большой пещерный город. Его постройку приписывают царице Тамаре, но первые пещеры были созданы ещё раньше. В 1184 году здесь создаётся Успенский храм и кельи для монахов. Далее всё это разрастается во все стороны, но в 1283 в результате сильного землетрясения город сильно пострадал, и в настоящее время мы видим только малую часть, от того что тут было. Сейчас Вардзия - это окраина страны, но когда-то это был почти центр, и основная транспортная магистраль. Потом пришли турки, и убили всех монахов, и до 1828 года, когда русская армия выбила турков из этой местности, здесь ничего не было. После прихода русских монастырь снова начал действовать.
Квадратное здание на фотографии справа, это нижний ярус колокольни. Верхний не сохранился.
Что здесь посмотреть? Прямо на территории Вардзии находится действующий монастырь, вход туда ограничен. Помимо монастыря, присутствуют действующие храмы с фресками. В Вардзии всего 15 храмов, из них крупнейшие - Успенская и Ананурская церковь. Сейчас весь комплекс окультурен, снабжен ограждениями, лесенками, и даже электрическим освещением. В одном месте даже есть родник - можно пить.
Потолок в нижнем ярусе колокольни.
Фрески созданы в 1184-1185 гг.
Сам храм оказался закрыт, поэтому внутрь мы не попали.
Прямо за храмом находится несколько разветвлённых ходов, которые монахи проделали вручную.
Храм находится внутри стены, а снаружи видно только арки притвора. Этот притвор раньше был больше, но из-за землетрясения обвалился.
Посещение Вардзии имееет смысл совмещать со всеми рядом находящимися объектами - что б не ездить по два раза. Это пещеры Ванис-Квабеби. Чуть дальше на север замок Тмогви, поселок Тмогви с храмом Цунда, севернее Хертвиси и мегалитические крепости в Саро. Самый же раритет - это крепость Мгелис-цихе, что выше по течению, в 15 километрах от Мирашхана. Крепость находится на турецкой стороне, но ее хорошо видно с грузинской территории..
Вардзия - платный объект, вход стоит 3 лари. Тут же есть обменник. Летом 2015 года за 100 долларов здесь давали 220 лари. Рядом можно найти где поесть, и переночевать. Есть стоянка. Также можно найти место для палаток. Правда у нас это получилось с переменным успехом. Дело в том, что в очень удобном месте уже стояли палатки, и мне не хотелось вставать рядом. Поэтому я решил забуриться в какую-нибудь глушь, но сначала мне сказали о волках, которые якобы недавно тут утащили и схавали молодого бычка, а потом, когда я уже выбрал место в отдалении от всех, посоветовали на это место не вставать, потому что там живут змеи. Я сначала не поверил, но прямо возле кассы одна из них нагло спалилась. Потому пришлось ставить лагерь, как впоследствии оказалось, рядом с бандой грузинских археологов. Они жили тут уже не один месяц, поэтому больше были похожи на бомжей. Диалог как-то особо не склеился, поэтому тусить вместе нас не пригласили.
Вечером к археологам пожаловала целая свора местных полу диких собак. Всю ночь они кружились возле наших палаток, и мешали спать. Посреди ночи где-то далеко кто-то завыл, и собаки как с ума сошли. Лаяли без остановки чуть ли не час. Такое впечатлений, что этот волк, или кто там, просто издевался над ними. Через какое-то время он их дразнить перестал, но они уже не могли успокоиться, и уже лаяли на своё эхо. Археологи тоже проснулись и громко матерились на грузинском. Хоть это певеселило. )
Ночь.
Охраняет мотик, пытаясь заработать чего-нибудь на завтрак.
Утром мы собрались, и поехали в Квариати (что рядом с Батуми) через Ахалцихе и Трансаджарскую дорогу. Многих она пугает, но я здесь уже как к себе в булошную езжу. Меня здесь наверно уже узнают. )
Встретили иностранных дядек на Гусях (они меня не узнали).
Преодолеваю.
Потом вдруг начался туман. Видимость сильно упала. Всё казалось каким-то нереальным. Сказочным.
Вот мужик меня явно узнал. )
Надя на меня сильно обиделась за то что я там нигде не остановился. Говорит, что пропустили много красивых туманных видов. Но я видел, что погода портится, и оказаться под дождём на скользком глинистом спуске мне совсем не хотелось. Местность здесь сильно изменилась. Видимо весной здесь сошло много селевых потоков. Повсюду велось строительство и расчистка дороги. Некоторые места я просто не узнал. В Квариати заезжали уже под дождём.
Почему выбрали Квариати? Это наверное самый цивильный курорт Грузии. Здесь всё дороже, чем в том же Кобулети, и отели, и магазины, но зато людей совсем немного, и условия проживания чуть лучше. Например, у нас в номере был кондиционер. Правда пульт от него мы не нашли. ))) Но он нам и не понадобился. Из трёх дней только один был солнечный, ну как же иначе, мы же на море приехали. ) Отели здесь от 50 лари за двухместный номер. Мы сняли за 80. Шиканули типа (25 руб за 1 лари в 2015г). ) В трёх километрах от Квариати граница с Турцией, и была мысль съездить в Турцию на один день чисто ради прикола.
Территория нашего скромного отеля.
Парковка не территории отеля. Местный мотоциклист одобряет.
Пляж галечный. На любителя. Но в Грузии вообще с песчаными пляжами напряжёнка.
Потом закупили в местном магазине вино Твиши по 18 лари, и стало как-то не до Турции. Очень оно мне нравится. Это вино относится к природно-полусладким винам, но менее популярно, чем та же Хванчкара. Кстати долма здесь уже не такая вкусная как в Армении, и стоит дороже (4 лари). В один из дней видел Трансальп, просвистевший к турецкой границе..
А ещё здесь есть горы. Не высокие конечно, но всё равно красиво. Только нужно поселиться ближе к южному концу посёлка.
Турция там.
В один из таких ненастных дней, мы прогулялись по пляжу в соседний Гонио, посмотреть крепость с таким же названием. Как нам говорит википедия: "Крепость Гонио - ранее называлась Апсаре или Аспарунт была римским форпостом в Аджарии, на берегу Чёрного моря, 15 км к югу от Батуми, в устье реки Чорохи. Село находится в 5 километрах к северу от турецкой границы.
Первое упоминание крепости принадлежит Плинию Младшему (I век н. э.). Во II веке нашей эры это был хорошо укреплённый римский город в Колхиде. Позднее подпал под влияние Византии. Название «Гонио» впервые упоминается в сообщении трапезундского историка Михаила Панарета в XIV веке. Некоторое время там было место генуэзской торговли. В 1547 году Гонио стал частью Оттоманской империи, это продолжалось до 1878 года, когда после договора Сан-Стефано Аджария стала частью Российской империи.
Город также был известен своим театром и ипподромом. Кроме того, могила Апостола Матфея, одного из двенадцати апостолов предположительно может быть в крепости Гонио." Туристов здесь много. От крепости кое что сохранилось. Меня больше всего заинтересовали остатки римского водопровода. Стены выглядят непривычно низкими.
Внутренняя территория.
Памятный информационный стенд.
Пляж между Гонио и Квариати в пасмурный день. Немного грязновато кстати тут. Его начали вроде облагораживать, но потом, видимо, забросили.
Такие дела. Далее мы двинулись в сторону дома. За день доехали до границы. Там мне запомнились огромные очереди из фур, растянувшиеся на многие километры. Люди там практически живут в своих машинах. Некоторые уже несколько дней не могут переехать границу. Такой коллапс произошёл из-за того, что граница временно перестала быть круглосуточной.
Коварный серпантин. Мотоциклист там кстати проезжает, а вот на авто, всё.
Недалеко от границы есть хостел Tergi. Когда то давно, когда я ещё только собирался в Грузию в первый раз, и много читал чужие отчёты, я запомнил, что кто-то рекоммендовал этот хостел. Но в тот год мы доехали от границы до Тбилиси без ночёвки. В следующую поездку я снова хотел туда заселиться, но сошёл сель, и все номера были заняты. И вот, в этот раз, предвкушая маленькую но победу над обстоятельствами, мы туда заселились за 50 лари. И только потом огляделись по сторонам. Горячей воды не было. Хотя я заранее уточнил этот момент. Говорили, что есть. Одно из окон разбито, мебель древняя. В коридоре краска свисает лоскутами. В общем, этот хостел совершенно нас разочаровал, и уж тем более он не стоил тех денег, что за него взяли. Единственное что порадовало, это большие и дешёвые порции в столовой, и очень добрые женщины поварихи. Из еды кстати там тоже почти ничего не было. Хозяева правда утром извинялись, и порывались вернуть часть денег за что им таки спасибо. Денег не взяли, и посоветовали хоть немного навести там порядок.
Нашли там вот такую наклейку.
На следующий день штурмовали границу. Я сразу настроился на военные действия, и когда началась очередь из машин, поехал дальше по встречке. Но ехал не долго, до первого погранца. Он меня остановил, и у нас завязался не очень приятный диалог. Я ему рассказывал про всякие там мифические женевские конвенции и прочее, про нелёгкий путь пиллигрима, и после небольшой перепалки и взаимного непонимания, самоутвердившись, он всё-таки пропустил меня. Очередь там была примерно часов на шесть..
Потом где-то в Карачаево-Черкессии я снова попался ДПС, обгоняя белую Приору. Правда в этот раз я постарался обогнать её в полосе, не выезжая на встречную полосу проезжей части. Пытались припаять встречку, а я убеждал, что это опережение, а не обгон. Видимо вид у меня был к тому времени уже бывалый, поэтому им быстро надоело, и они молча отдали документы.
В Ростове опять ночевали по каучу у одного человека, занимающегося промышленным альпинизмом. На следующий день долго прощались, выехали в 11 утра. На улице была просто невероятная духота. Ехать было очень тяжело. На подступах к Москве конечно же встали в пробку перед платным участокм дороги на М4. Позабавило, что по всей трассе ночной тариф на платных участках начинается с 21:00, а возле москвы с 00:00. )) Но ровно в это время мы были уже дома. )
Позади 6 тысяч километров. Потрачено на двоих чуть больше пятидесяти тысяч рублей. Но все эти цифры ничто, по сравнению с тем опытом и впечатлениями, которые получаешь в путешествии.
Ссылки на предыдущие части:
Вступление:
http://strange-rr.livejournal.com/82110.html Часть I:
http://strange-rr.livejournal.com/82402.htmlЧасть II:
http://strange-rr.livejournal.com/82665.htmlЧасть III:
http://strange-rr.livejournal.com/82970.htmlЧасть IV:
http://strange-rr.livejournal.com/83229.html