В прошлой части я говорил, что нашёл себе пристанище в Ереване через каучсерфинг. Мы с Надей нашли вписку у замечательной девушки Армине, архитектора по образованию, которая встретила нас очень приветливо. Она сказала, что мотоцикл можно не ставить на платную стоянку, т.к. Ереван достаточно безопасный город, с низким уровнем преступности. В общем-то, за те несколько дней, что мы провели в городе, мы остались такого же мнения. И это с учётом того, что в городе в то время как раз начался народный протест, который тут же все СМИ окрестили армянским майданом. Кстати, хотелось бы поговорить и об этом протесте, увиденном глазами так сказать заезжих туристов. В российских новостях говорили о том, что подъезды к городу перекрыты, на въезде всех проверяют. На самом же деле был перекрыт ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ только проспект Баграмяна, площадь Свободы и прилегающие улицы. Пешеходов же вообще никто не ограничивал, и можно было ходить где угодно.
Очень поразило конечно единение армянского народа. В большинстве своём люди протестовали в столице, но и в других городах тоже проходили акции протеста, только менее масшабные. Напомню, что этот протест начался против повышения тарифов на электроэнергию, и принял вид сидячей акции протеста. Люди дежурили на площади день и ночь, сменяя друг друга.
Да чего там говорить, у нашей вписчицы днём не замолкал прямой эфир на этубе, а каждый вечер она уходила на площадь. Несколько раз она нас звала, и на второй день я не выдержал, и поехал с ней. Таксист, узнав что мы едем, чтобы присоединится к людям на площади, отказался брать с нас деньги за проезд.
Я ожидал, что там будет много неадекватов, людей в алкогольном подпитии, но пьяных не было вообще! Ни одного человека не видел с бутылкой спиртного в руке. На площади много молодёжи, они играют в футбол, оживлённо общаются, танцуют и поют национальные песни. Когда несколько сот человек танцуют национальный танец, взявшись друг другу за плечи, это действительно впечатляет! И никакой агрессии по обе стороны от баррикад, хотя у полиции лица конечно же напряжённые.
Мы дошли до самой передовой - до баррикад из мусорных баков. Здесь было множество журналистов, которые вели репортажи в прямом эфире. В общем, интересно было там побывать. Не хотелось бы на страницах своего журнала писать о политике, поэтому своё мнение обо всём этом писать не буду. Но очень удивительно и приятно видеть такое единение совершенно разных людей, хоть это и могут использовать им не во благо.
Днём.
Это наверное самое яркое воспоминание о Ереване. В остальном, город не очень впечатлил. Сказалась жара, которую я плохо переношу, поэтому много передвигаться по городу не хотелось. Запомнились низкие цены в кафе, и высокие на отдельные виды продуктов в магазине. Так сеть национального общественного питания Карас, в которой можно быстро перекусить национальной едой, порадовала шавермой за 720 драм, а ресторан Кавказ на Анрапетутяна 82 стал нашим любимым. Здесь 400гр долмы стоили 1200 драм, а огромная жареная форель 3500. По ценам же в магазинах заметил бананы в 100 рублей, алкоголь и йогурты по стоимости как в России. Дешевле всего стоят фрукты и овощи, причём на улице и лучше, и дешевле, чем в супермаркетах. Попробовали так же неплохое армянское пиво Kotayk. Оно получше, чем распиаренное у нас Kilikia.
По архитектуре в Ереване всё очень не явно, и надо знать, что смотреть. В городе не так уж много интересного на виду.
Городской вокзал.
Повсеместно используется туф, и другие местные природные стройматериалы.
Люди в столице довольно неплохо одеты.
Достопримечательность города - Каскад.
В пригороде Еревана - городе Вагаршапате, по пути в Эвартноц, также посетили храм Святой Рипсиме, и собор Эчмиадзин. Но здесь уже много людей и не так интересно.
Храм в честь той самой Рипсиме, жениться на которой хотел Царь Трдат III. Одной из мученически убитых им дев-рипсимянок. Построен в 618 году.
Храм Эчмиадзин мы застали немного не в туристическом виде. Его активно реставрируют. Внутри уже всё поштукатурено и покрашено, уложена новая плитка, и о его древности почти ничего не напоминает. В IV веке Вагаршапат был столицей Армении, и на этом месте был построен первый деревянный храм, который впоследствии множество раз перестраивался, и обрёл современные черты примерно в VI веке. Говорят, что это самый древний храм Армении, но это верно только в отношении к тому, самому первому храму.
В 1604 году персидский шах Аббас пытался перенести храм по частям в Исфахан. Из этого ничего не вышло, но многие реликвии персы успели вывести.
В начале XIX века монастырь стал местом сражений русско-персидской войны. В августе 1827 года персы осадили здесь российский гарнизон, а 28 августа генерал Красовский выступил на помошь гарнизону, имея 3000 человек против 30 000 персидских войск. Произошла знаменитая Ошаканская битва (подробно описана в википедии, очень советую к прочтению). Её финал проходил как раз под стенами монастыря.
Как следствие всех этих катакизмов город Вагаршапат полностью перестал существовать и монастырь возвышался одинокой громадиной посреди безлюдной равнины.
Сейчас монастырь занимает довольно большую территорию, но все постройки преимущественно XX века. В одной из частей храма организован музей, где представлены разные православные реликвии. В том числе копьё Лонгина и частица ковчега. Неподалёку находится резиденция католикоса.
Сюда можно приехать ненадолго, и попытаться проникнуться историей этого места, предварительно почитав про город, который был тут уже со 120 года. Именно в Вагаршапате развернулись все события, связанные с крещением Армении: именно здесь жит царь Трдат, здесь он убивал дев-репсимиянок, здесь ему являлся Григорий Просветитель и здесь Трдат крестился. Соответственно, Святая Нина уходила в Грузию тоже из Вагаршапата. А также о жесточайшей Ошаканской битве. Если же вся эта история ничуть не привлекает, то и место это покажется довольно скучным.