О чём мечтает постсоветский олигарх? Купить «Челси» и уехать в Лондон. Дорогие яхты, виллы, личный самолёт…
Владислав Валентинович Тетюхин, рублёвый миллиардер по версии журнала «Форбс», полностью не соответствует этому образу. Каждое утро он ходит на работу, раздевается в общей гардеробной, старенький потёртый дипломат, его телефону уже десять лет. Кабинет завален бумагами, ему привычнее работать с ними, чем с новомодными экранами. Всего один выходной в неделю для встреч с семьёй, даже автомобиль - служебный.
Тетюхин - собственник и директор самого передового в России Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра, занимающегося в основном заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Сюда едут со всего Урала потому, что подходы к лечению здесь разительно отличаются от подхода российского здравоохранения. Например, дежурства отменены, но операционные работают в две смены. Вся территория госпиталя полностью доступна для инвалидов-колясочников. Из любой точки на поверхности земли до любого кабинета они могут добраться самостоятельно. Даже интерьеры напоминают скорее «города будущего» из советской фантастики - стены каждого отделения окрашены в свой цвет, везде удобные поручни, мягкий свет, на стенах - полотна импрессионистов.
Операционный блок - самый передовой немецкий проект, последнее слово техники. Система подачи очищенного воздуха, магнитный томограф, шоковая палата, реанимация на четыре койки, наконец, святая святых - пять операционных. В них имеется так называемая «С-дуга» - специальная рентгеновская система, которая позволяет просвечивать ткани изнутри непосредственно во время операции. Есть и элементы телемедицины, позволяющие как получать консультации от специалистов со всего земного шара в реальном времени, так и делать обучение молодых специалистов более эффективным.
Для успешной операции нужна качественная диагностика. На неё работает комплекс, подобные которому имеются в считанных клиниках Европы. Аппараты УЗИ, МРТ - диагностика всего от зубов до раковых опухолей. Уникальные методики позволяют определять качественный состав и спрогнозировать изменение костной ткани на срок до 10 лет - это даёт возможность предсказать переломы.
Реабилитация тоже на высоте, по фирменным методикам. Специальный прибор выгибает суставы по определённому алгоритму, чтобы, с одной стороны, не причинить вреда, с другой - позволить мышцам двигаться. Затем идёт интенсивная терапия при помощи особых тренажёров. И уже третий этап - восстановительный в специально построенном корпусе, по оснащению похожем скорее на санаторий, чем на больницу.
«Такого в Москве нет, и в Германии, Австрии тоже» - уверен один из приглашённых врачей. Медперсонал собран со всего Урала, Сибири и даже из-за границы - с Донбасса. Главврач клиники Анатолий Краснощека ради работы променял Петербург на Нижний Тагил. Зарплаты здесь не «звёздные», но хорошая социальная политика, возможность работать с самым передовым оборудованием и применять новые методики привлекает специалистов. Для приглашённых врачей построен целый дом с детской площадкой, рядом с медцентром находится школа.
На постройку и оснащение центра потрачено уже 5 миллиардов рублей, миллиард с лишним вложило государство. А нужно ещё 2,5 на дальнейшее совершенствование и развитие, плюс обеспечение текущей деятельности.
Государственная политика предполагает только финансирование бюджетных клиник по принципу «койкомест» с лимитами на дорогие лекарства и операции, начинание Тетюхина не вписывается сюда. Основа его метода не столько передовое лечение, сколько передовая реабилитация - именно на это нужны дополнительные средства. Официальная же доктрина не предполагает клинической реабилитации по специальным методикам, её задача - просто прооперировать пациента, но не работать с ним дальше. Но сегодня такая доктрина - полностью государственные клиники - считается не самой эффективной.
«Там есть много того, до чего мы, может быть, дорастем. Как правило, в Германии медицинские учреждения строятся на деньги инвесторов - частных, муниципальных, земельных. А государство финансирует человека, который лечится. Есть страховые кассы, которые оценивают полученные услуги и степень их разумности. Потом лечение оплачивается государством, включая операцию и реабилитацию для того, чтобы восстановить работоспособность, если это возможно. У нас этого нет.
Высокотехнологичные и дорогие операции проводятся по квотам, которых очень мало. Поэтому если в Германии делается 2,2 операции на бедре на тысячу человек, то в России - 0,2, а в Свердловской области - 0,15» - говорит Тетюхин.
Существуют проблемы и с протезами - отечественные пока недостаточно качественные, импортные, пусть и делаются из уральского титана, слишком дороги. Приходится поставлять за границу заготовки, получая назад готовые суставы.
Но Владислав Валентинович верит в успех своего предприятия. Хотя, казалось бы, медицинская область далека от управления титановым производством на котором он заработал своё состояние, подход к организации ещё тот, советский, предполагающий системность мышления. Именно это помогает Тетюхину достигать успеха в любом начинании.
Его собственный трудовой путь служит хорошим подтверждением этих слов. Тетюхин стоял у истоков титановой промышленности СССР в тот момент, когда опытные производства готовились превратиться в индустрию. Владислав Валентинович родился 29 ноября 1932 года в Москве, в 1956 году окончил Московский институт стали и сплавов по специальности «инженер-металлург». После окончания института направлен по распределению на Верхнесалдинский металлообрабатывающий завод. Его карьера росла вместе с ростом промышленности - от помощника мастера до заместителя главного металлурга. Затем работа во всесоюзном НИИ авиационных материалов в Москве и опять возвращение на завод. Годы работы, исследований по металлургии титана и внедрении этого перспективного материала в различных областях промышленности - об этом можно было бы написать целую книгу. Деятельность Тетюхина отмечена Государственной премией, он успешно защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 1992 году занял пост генерального директора вновь созданного на основе завода ОАО «ВСМПО» (Верхнесалдинского металлургического производственного объединения). С 1957 по 1990 годы это предприятие было единственным поставщиком титана для советской аэрокосмической и военной промышленности. Но наступила перестройка и продукция завода стала не нужна.
Задача Владислава Валентиновича была очень сложна - спасти разваливающиеся технологические цепочки, обеспечить непрерывность производственного процесса. В 1998 году - он стал одним из создателей промышленной группы «ВСМПО-АВИСМА», которое объединяет ВСМПО и производителя сырья - Березниковский титано-магниевый комбинат. С 1999 по 2008 год Тетюхин занимал пост генерального директора ОАО «АВИСМА». Компания начинала с поставок титановых слитков предприятиям США и Европы, и постепенно развилась до уровня поставщика готовых деталей. Корпорация ВСМПО - АВИСМА к 2007 году стала лидером мирового рынка - давала 28% выработки титана в мире.
Современная тенденция в авиастроении и вообще в промышленности такова, что головное предприятие старается как можно больше работы отдать надёжным поставщикам, оставляя себе только общий дизайн, замысел изделия и его сборку, продажу и обслуживание. Но чтобы стать таким «железным» поставщиком, способным поставлять не просто металл, а изделия высокого уровня передела, в которые включен труд сотен специалистов, необходимы эти самые специалисты. Причём не набранные по объявлениям под разовый заказ, а работающие на предприятии десятилетиями, знающие производственный процесс до тонкостей.
Но надёжно удержать таких высококлассных сотрудников одной лишь высокой зарплатой нельзя, так как в другом месте могут предложить больше. Единственный выход - создавать такие условия, чтобы люди «врастали в землю». Это значит, что завод должен заботиться о сотруднике, строить дома детские сады, обеспечивать школы, спонсировать обучение детей по целевым программам в ВУЗах. И здравоохранение занимает в этой «цепочке заботы» далеко не последнее место, уверен Тетюхин. Хорошо работать может только человек, уверенный в своём будущем, обеспеченный всем необходимым и думающий о работе, а не о куске хлеба или больном колене. «Хотел бы пожелать, чтобы в этом году уральцы получили достойную жизнь на малой родине, а не в Москве, Питере или в Лос-Анжелесе» - желает Владислав Валентинович. Прибыль от таких начинаний должна быть не в рублях, а в людях, считает Тетюхин.
Идея построить медицинский центр появилась после продажи контрольного пакета «ВСМПО-Ависма» госкорпорации «Ростехнологии» в 2006 году. За несколько лет до этого Владиславу Тетюхину в Германии сделали операцию на колене. Клиника обещала поставить на ноги за несколько месяцев, что позволяло Тетюхину успеть подготовиться к новому горнолыжному сезону. Именно такой медицинский центр он и решил построить в Верхней Салде. Но здание местного военного госпиталя оказалось непригодным для современной клиники. Проект переехал в Нижний Тагил - тоже не самый процветающий город, несмотря на наличие крупных предприятий. Городские власти помогли подобрать большой участок в 7 га, подвели коммуникации.
Стройка центра, спроектированного немецкой компанией KBV, началась в 2012 году. В августе 2014 года Уральский медицинский центр получил лицензию, а в сентябре принял первых пациентов. Но даже оставшихся после продажи акций средств не хватало - пришлось обратиться за господдержкой. За 1,2 млрд рублей государство получает долю в 20-25% в медцентре, а Тетюхин - возможность реализовать свои амбициозные планы.
Ортопедия, вертебрология (лечение позвоночника) и эндопротезирование - вот основные направления работы центра. Но главным в нём, считает Владислав Валентинович, является возможность пройти реабилитацию после операции. Именно для этого сейчас строятся и оснащаются новые корпуса. Гостиница для пациентов, шестиэтажный реабилитационно-процедурный блок с бассейнами и тренажерными залами, стационар для второй стадии реабилитации на 120 мест, кафе для пациентов. В планах - построить с нуля общежитие для студентов, новые дома для сотрудников на 350 квартир, транспортный блок и вертолетную площадку.
Планы масштабные, но и коллеги по «ВСМПО», и городская администрация, и его семья уверены, что у «титанового патриарха» всё выйдет. Автор 131 изобретения, действительный член Академии инженерных наук РФ, «Человек года - 2012» по версии журнала «Деловой квартал» уверен, активную жизнь можно начать и в 40, и даже в 50. А пока ежедневно делает 3 подхода по 50 отжиманий и катается на горных лыжах.
В ноябре 2014 года Владиславу Валентиновичу исполнилось 82 года.
История найдена и подготовлена Дмитрием Тесленко. Спасибо!