Урок музыки: учить или мучить?

Dec 02, 2013 19:02

Дети во все времена были разными по способностям, но очевидно то, что музыка облагораживает даже тех, о ком говорят "медведь на ухо наступил". Поэтому не следует далеко заглядывать в будущее, решая вопрос: "мучить" ребенка музыкальным просвещением или нет. Конечно, "мучить".



От Придворной капеллы до воспитательных домов

В исторических справочниках Северной столицы можно найти данные о том, что в XVIII столетии в городе не было специальных музыкальных учебных заведений. А профессиональное музыкальное образование можно было получить в Петербургской театральной школе, основанной в 1738 году, и в так называемых музыкальных классах. Таковые существовали, например, при Придворной капелле, образованной в 1740 году.

Но предварительно можно было рассчитывать на общее музыкальное образование в средних и высших учебных заведениях, в том числе в воспитательных домах, Смольном институте или Сухопутном шляхетном кадетском корпусе.

Примечательно, что в 1858 году было создано Хоровое училище при Певческой капелле. А в 1862 году образовалась Бесплатная музыкальная школа и несколько позже, в 1881 году, - общедоступные музыкальные классы Педагогического музея. То есть возможность учиться музыке была обеспечена на каждой ступеньке социальной лестницы.

Только на исходе XIX столетия появились частные музыкальные школы, такие как Музыкально-драматические курсы Е.П. Рапгофа (1882 год), Музыкальные классы И.А. Гляссера (1886 год), Специальная школа фортепьянной игры и курсы пианистов-методологов С.Ф. Шлезингера (1887 год). Но опять-таки параллельно действовала и Бесплатная детская музыкальная школа имени М.И. Глинки (организована в 1906 году Балакиревым и Ляпуновым).

Не "перевелось" детское музыкальное образование и в постреволюционном городе на Неве. К 1920 в Петрограде было 20 районных музыкальных школ, а в 20-х - 30-х годах стала развиваться сеть специализированных средних музыкальных учебных заведений - техникумов и училищ. Были созданы Центральный музыкальный техникум (1926 год - ныне Музыкальное училище имени М.П. Мусоргского) и Музыкальное училище при консерватории…

В 1990 году в городе насчитывалось около 40 детских музыкальных школ. В современном Санкт-Петербурге - около 50 (не считая частных студий и уроков).

Обучение, а не мучение



Для того чтобы обучение не превратилось в мучение, родителям следует очень внимательно подойти к выбору музыкальной школы для ребенка. Идеальный вариант, когда заведение находится недалеко от дома. И хорошо бы заранее познакомиться с преподавателем, постараться понять, насколько он терпелив, детолюбив и так далее.

На чем играть - это тоже вопрос не праздный. Лучше всего рассказать дочери или сыну о разных музыкальных инструментах, дать послушать, как они звучат, и поинтересоваться, какой ему больше нравится.

Вместе с тем педагоги советуют родителям учитывать особенности ребенка. Например, баян и аккордеон подходят детям наиболее развитым - это инструменты тяжелые, а игра на скрипке требует тончайшего музыкального слуха.

Не стоит использовать диктаторский подход, убеждая, например: "Твой дедушка играл на барабане, наверняка тебе понравится". У детей должно быть право выбора.

Многие семьи, располагающие достаточным материальным ресурсом, предпочитают нанимать частных преподавателей. С одной стороны, - хорошо, не надо тратить время и силы на дорогу. Но в этом случае стоит постоянно прислушиваться к ребенку и преподавателю, чтобы не упустить возможный момент потери интереса к музыкальным урокам.

"Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, ее слушать", - считал великий композитор Дмитрий Шостакович.

Так что обязательное условие успеха - не разовое, а постоянное посещение музыкальных вечеров и спектаклей в театрах, дабы расширять причастность ребенка к большому миру. Благо, у петербуржцев для этого немало возможностей.

И чаще читайте ребенку книги о музыке и музыкантах, а также стихи на соответствующую тему. Хоть бы и такие, "от Артура Гиваргизова":

"Играет папа в переходе,
Над ним проходит магистраль.
Нам с мамой очень надоело
Таскать туда ему рояль..."

Или:

"Бежали мыши. В погреб. Композитор записывал в блокнотик - си, ре, ля. Он хочет сочинить "Бежали мыши", а получается "Полёт шмеля". А потому что флейта, флейта-пикколо должна звучать внутри, а не виола да гамба! Понял? Семь пропикало. А в холодильнике одна "Виола". Надо сходить хотя бы за хлебом…"

Примечательно, что сам автор детских стихов Артур Гиваргизвов учит детей игре на классической гитаре, преподает в музыкальной школе, умеет играть на лютне, питает нежную любовь к старинной музыке. Он считает, что главная задача уроков - развить у ребёнка слух, чтоб малыш мог научиться понимать язык музыки.

Не стреляйте в пианиста!



"Не стоит скупиться на зарплату музыкальных педагогов, начиная с детского сада, на содержание музыкальных школ, так как это может привести к настоящей беде - к более значимым в будущем убыткам, поскольку дети заинтересуются чем-то другим. Вспомним известное изречение: "больше театров - меньше тюрем". То же и с музыкальными школами. Не стоит "стрелять в пианиста". Экономия на детском музыкальном образовании, точно так же, как на образовании в целом, в будущем дорого обойдется стране", - считает музыкальный педагог детского Центра раннего развития Фрунзенского района Мария Антонова.

Помнится, как-то директор музыкальной школы Юрий Мишин, в течение многих лет проводивший международные конкурсы "Приноровье" в приграничном Ивангороде при участии регулярно приезжавших туда из Петербурга музыкантов и певцов Государственного Академического Мариинского театра, сказал: "Человечество делится на тех, кто учился музыке, и кто не учился. Те, что учились, куда более разносторонне образованы и, как мне кажется, более чувствительны к поэзии, живописи, прочим искусствам".

Интересно, что международный конкурс "Принаровье" носит имя крупнейшего в российской истории благотворителя Александра Людвиговича Штиглица (1814 - 1884) - выпускника Дерптского (Тартуского) университета, создателя Государственного банка России, промышленника - он строил в России железные дороги, а в Ивангороде основал текстильные предприятия. Кроме того, барон внес значительный личный вклад в развитие искусства и культуры, был благотворителем, и понимал, что в будущее, то есть в детей, надо вкладывать деньги - только тогда можно рассчитывать на развитие и приумножение славы Отечества.

Во многих случаях откровенно жаль, что иному хорошему человеку - инженер он, артист или чиновник - в свое время не довелось получить хотя бы скромного музыкального образования.

Источник.

образование, дети, музыка

Previous post Next post
Up