Я не имею обыкновения участвовать в каких-либо фото-конкурсах, поскольку не считаю себя профессионалом
. Но случилось так, что Алексей Заводский (
alex_zavodskiy) с которым мы подружились в одном из путешествий, и Клуб приключений "White Peaks" совместно с компанией "The North Face Russia" организовали конкурс "
Золотой Пик", и я решил присоединиться. В этом сообщении речь о номинации "Жители гор". Опыта отбора фотографий на конкурс я практически не имею, поэтому делюсь здесь своими размышлениями "с чистого листа".
Претенденты
Понятно, что надо начинать с требований, но они оказались достаточно простыми и широкими по охвату сюжетов, однако это только усложнило выбор - представить можно только три фотографии. У меня много фотографий жителей гор - и портретов, и участников сакральных церемоний, и групповых снимков. При этом, что я считаю плюсом - очень мало постановочных фотографий, все они из жизни и в динамике, во многих случаях персонажи и не догадывались, что их кто-то фотографирует. Так кого же выбрать?
Поскольку я могу представить три фотографии, для себя я разделил фотографии-кандидаты на три группы:
- сделанные крупным планом портреты,
- жанровые групповые сцены,
- фото на природе с горами в кадре.
Рассказываю как я выбирал и браковал фотографии из числа представленных на этом коллаже.
Один из критериев - снимок должен "цеплять" взгляд и при этом, ежели дойдёт дело до делёжки призов, быть достаточно приличным по техническим параметрам и вполне соответствовать классическим законам "хорошей" композиции.
Кликайте на картинки, чтобы увеличить их и увидеть в лучшем качестве !
К своему удивлению я обнаружил, что у меня мало фото, где жители гор изображены на фоне этих самых гор. Пастухи со своими стадами, погонщики табунов лошадей, работающие на полях крестьяне, оказались достаточно невыразительными по сюжету или некачественными с технической точки зрения.
В результате я остановился на следующих трёх фотографиях:
- неожиданность встречи со странствующим садху1 в точке существенно удалённой от ближайшего населённого пункта памятна до сих пор и я его же другое фото включил в раздел "портрет";
- фотография двух беседующих монахов монастыря Ламаюру была случайно сделана в перерыве на мистической сакральной церемонии Чам;
- две сестрёнки, старшая - монахиня, предположительно из Karsha Chuchikjall Kachod Grubling в Падуме (Занскар, Индия), встретились во время прогулки над селением Падум в труднодоступном Занскаре и моментально расположили к себе своей непосредственностью.
Фото 1 Фото 2
Фото 3
Жанровые групповые сцены, не вошедшие в предыдущую категорию, у меня представлены в изрядном количестве - сотни вполне приличных фотографий: священная мистерия Чам (Танец Цам), конкурс лучников в монастыре и т.п. Однако с точки зрения сюжета они достаточно однообразны - ведь не будет же комиссия разбираться в структурных тонкостях мистерии Чам! Поэтому снова всего три претендента.
Фото 4 Фото 5
Фото 6
Портретов у меня гораздо меньше, однако именно их в числе претендентов оказалось больше всего, потому что они действительно "цепляют", к тому же я лучше помню, как они делались, и каждый из них по своему мне дорог:
- Молодая и пожилая монахини из монастыря Джеличун - совершенно различные по настроению;
- Мужчина и женщина с пронизывающим взглядом в национальных одеждах народности ладакхи;
- Ткачиха из Гангтока (Сикким) за работой;
- Персонажи Танца Чёрных Шляп мистерии Чам в глубоком трансе;
- Уже знакомый нам садху крупным планом и пойманный в контровом свете издалека на 135 мм в процессе медитации лама из монастыря Дискит в долине Нубра;
- и, наконец, взлохмаченная дочка нищенки, сидящая в пыли и занятая своими мыслями у входа в монастырь Хемис, что неподалёку от столицы Ладакха.
Фото 7 Фото 8
Фото 9
Фото 10 Фото 11
Фото 12
Фото 13
Фото 14 Фото 15
Фото 16
А теперь рассмотрим процесс выбора.
Люди и горы
Тут у меня никаких сомнений не возникло, две сестры на фоне заснеженных вершин - наиболее насыщенная смыслами композиция. Семья, детство и уже наполненное монашескими обетами взросление на фоне суровых заснеженных вершин у валуна на тропе, ведущей - мы не видим и не знаем куда. Романтика, лирика и драма нарождающегося жизненного пути..
Групповые и жанровые сцены
Конечно хочется отправить что-то из мистерии Чам - как же без неё в Гималаях? Но паре танцоров в Чёрных Шляпах тесновато в кадре.
А группа танцоров с ритуальными барабанами в масках и образе дхармапал (защитников дхармы), хоть и удачно поймана - некоторые прямо парят в воздухе, но уж больно много всего в кадре - взгляд рассеивается. Может быть без зрителей на заднем плане было бы лучше?
Фото с лучниками мне нравится - летящая стрела, напряжение стреляющего, восторг и изумление монаха в очках, непосредственность детей (один из них, между прочим - Ринпоче2) и даже летящие капли начинающегося дождя, но опять же - много в кадре "посторонних". Двое "безголовых" за спиной лучника, пара монахов, смотрящих куда-то вправо, и ещё неопознанный пятый, скрывшийся за монахом в шапке. Если бы убрать этих пятерых, я бы, наверное, не сомневался. Но посмотрим прежде на портреты.
Портреты
Беда с этими портретами, надо было меньше претендентов выбирать. Но поскольку их переизбыток - будем решительными.
Сначала убираем самые обыденные фотографии 10 и 11, хотя мне очень нравится ткачиха из Гангтока - она ведь не позировала, случай помог мне поймать в фокус её глаза, смотрящие куда-то сквозь фотографа и отражающие неведомые нам мысли.
Парень в национальном костюме на фоне неба получился удачно, но без интриги и особых смыслов.
Очень хочется оставить кого-то из двух монахинь (фото 7 и 8), тем более, что я прекрасно помню, как незадолго до этого они замечательно пели на пудже3, но пристальный взгляд женщины в национальном костюме меня притягивает больше, хотя технически фотография получилась немного хуже.
Снова хочется оставить кого-то из мистерии Чам. Многочисленные потреты в масках я рассматривать не стал - не видно глаз людей. А вот оба персонажа из исторического Танца Чёрных Шляп (фото 12 и 13) пребывают в глубоком трансе - пусть вас не смущают открытые глаза на фото 12. Однажды у участника танца удалось спросить - каково Вам было в роли этого персонажа, на что последовал решительный ответ - "я был НЕ в роли, я БЫЛ ИМ!" Нужно неплохо знать мировоззрение и непростой путь духовного совершенствования этих людей, чтобы понять глубину такого ответа. Фото 13 интригует своей загадочностью. И чтобы разобраться в ней надо знать сюжет танца и его исторические корни, которые я описал в публикации
"Тибетский Танец Чёрных Шляп - история возникновения".
Садху на тропе мы забраковали ранее и, действительно, его портрет крупным планом (фото 14) гораздо интереснее. Но давайте взглянем на медитирующего ламу из монастыря Дискит. Мне кажется большой удачей поймать такой кадр без предварительной подготовки. Это не ночное фото. Контровый свет идёт из открытой двери храма за которой солнечный полдень. Фотография очень отличается от всех остальных, и вам придётся поверить мне на слово, что на фото - житель горных районов и лама буддийского монастыря.
И, наконец, дочка нищенки (фото 16). Она занята какими-то своими не самыми весёлыми заботами, ей дела нет до окружающих. Чтобы понять это, следовало бы ещё посмотреть на другие фотографии, где она, например, спит, просто лёжа на обочине дороги в пыли, безо всякой подстилки. Но скажу откровенно, технически фотография неудачна и выглядит прилично только в небольшом размере - видимо я запечатлел девочку в момент резкого движения.
Выбор
- Без сомнений я включаю в тройку победителей только фото 3 (монахиня и её маленькая сестра на фоне гор);
- Отказываюсь от групповых сцен в пользу портретов;
- А из портретов выбираю танцора Чам с пронзительным взглядом крупным планом (фото 12) и в последний момент всё-таки отдаю предпочтение не медитирующему ламе, а индийскому "Тарасе Бульбе" в горах - захотелось больше жизни и динамики (фото 14).
А что бы выбрали вы?
И какие названия вы дали бы фотографиям,
выбранным мной или тем, которые предпочтёте?
1 САДХУ (букв, прямой, правильный, превосходный, "добродетельный") - термин, обычный в применении к аскетам и святым в индуизме, а также иногда и к ревностно верующим мирянам. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь, 1996, Республика, стр.385 (Н. Краснодембская)
2 РИНПОЧЕ (тиб. rin po che, драгоценность, великоценный, великозначимый) - почётный титул, присваиваемый всем воплощениям учителей
тибетского буддизма, являющихся непреходящими ценностями Закона. Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь, стр.326 (Самадхи, 2011)
3
ПУДЖА (санскр. pu-ja-, pu-jana, тиб. mchod pa, сакральное подношение или пожертвование) - выражение благоговения перед учителем (гуру, ламой) или священным местом (храмом, ступой), а так же перед объектом медитации (йидамом). Известны три вида П.: материальные, вербальные и умственные. Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь, стр.319 (Самадхи, 2011)