В Калининграде есть свои, так скажем, особенности при получении визы, поэтому мы для облегчения жизни "под визу" стараемся ездить через турфирму с группой. Вообще-то таких поездок не любим, но на этот раз получилось редкостно удачно. Во-первых, интересный и хорошо организованный маршрут, сами мы никогда не добрались бы в эти города. Во-вторых, маленькая группа. В-третьих, удовольствие доставляла сама дорога. Это чудесно - ясным сентябрьским днем ехать по очень сельскохозяйственному району Польши. Яблоневые сады, убранные поля, кукурузные поля, поля с тыквами, цветущие рапсовые поля... Такой пейзаж действует удивительно умиротворяюще.
Мазовия - это область в центральной Польше, главный город - Варшава. История Мазовии сложна, при многократных переделах принадлежала она разным государствам, в частности, Царству Польскому. По решению Венского конгресса в 1815 году оно (Царство Польское или Конгрессовая Польша) вошло в состав Российской империи. Летом 1915 года, во время Первой мировой войны, оккупирована немецкими и австро-венгерскими войсками. В ноябре 1918 года стала независимым государством и началась история возрожденной Польши.
Плоцк - историческая столица Мазовии и столица Польши в 1079-1138 годах. Сейчас в городе живет примерно 130 тыс. человек.
Плоцк располагается в долине Вислы. Если выражаться пышно, то сердце его - это Тумский холм (по-польски называется Wzgórzem Tumskim) высотой 47 м.
Отсюда открывается великолепный вид.
Берега Вислы и две части Плоцка соединяют два моста, новый и старый. Исторический автодорожный мост был построен в 1937-1938 годах (частично разрушен во время войны и реконструирован в 1950 году) и носит имя Легионов Юзефа Пилсудского. С 2009 года мост освещается в цветах городского флага: желтый, красный и синий. Тяжелая, подавляющая стальная конструкция ночью очаровывает своей легкостью. Это самая длинная красочная подсветка моста в Европе (690 м). К сожалению, вечером мы до берега уже не добрели и подсветки не видели.
У подножия Тумского холма над рекой проходит бульвар над Вислой (Bulwar nad Wisłą). Это самый интересный пешеходный и рекреационный район в Плоцке с прекрасным видом и аттракционами. Сейчас там идет грандиозный ремонт, променад должен получиться впечатляющим. Мне очень интересно было бы узнать, как все эти сооружения противостоят разливам Вислы, они бывают очень и очень серьезными.
Причал (Płockie molo) был построен в 2010 году и открыт в июне следующего года. Длина причала 357,8 м. Интересная особенность: он проходит параллельно береговой линии, других таких в стране нет.
Амфитеатр в Плоцке (Amfiteatr w Płocku) расположен на склоне Вислинского откоса, который столетия назад использовался епископом для выращивания виноградников. Это оригинальный проект 60-х годов трех архитекторов Плоцка: Чеслава Коргула (главный архитектор), Игнатия Блаусски и Хенрика Сжиковски. Зал на 3000 зрителей служил жителям города почти 40 лет. В начале XXI века появилась идея реконструкции старой и поврежденной конструкции. Из нескольких проектов была выбрана идея Войцеха Рыжинского и Хенрика Новацки. Наконец, модернизированный или, если точнее сказать, построенный с нуля новый амфитеатр в Плоцке с залом на 3503 места, разделенным на 14 секторов, был готов весной 2007 года. Но оказалось, что пилоны недостаточно прочны и пришлось их укреплять. В итоге строительство амфитеатра в Плоцке завершилось 16 июня 2008 года. Когда мы там были, слышали, как кто-то дивно пел.
Но красивые виды - это всего лишь фон для памятников, собранных на Тумском холме.
Соборная базилика Успения Пресвятой Девы Марии (Bazylika katedralna pod wezwaniem Matki Bożej Mazowieckiej Czczonej ) в Плоцке - старейший римско-католический храм и самый ценный памятник Плоцка. Он был возведен из гранитных блоков в романском стиле в 1130-44 гг. За почти 900-летнию историю было проведено несколько реконструкций, и в облике собора присутствуют элементы нескольких архитектурных стилей. Готические башни собора были построены на рубеже тринадцатого и четырнадцатого веков. После пожара в 1530 году костел был перестроен под руководством итальянского архитектора Бернардо ди Заноби де Джанноти (Bernardo di Zanobi de Gianotis) из Рима в сотрудничестве с Яном Чини (Janem Cini) из Сиены и Филиппом из Фьезоле (Filipem z Fiesole). После 1556 года работа была продолжена знаменитым Яном Баптиста (Jan Baptysta) из Венеции.
Во время следующей реконструкции - на этот раз барокко в 60-х годах семнадцатого века - башни были украшены характерными сферическими шлемами. В восемнадцатом веке Доминик Мерлини внес изменения в духе классицизма, которые касались главным образом фасада собора. Текущий облик был придан базилике в результате крупнейшей реконструкции в ее истории, проведенной под руководством проф. Стефана Шиллера (Stefana Szyllera) в 1901-03 годах.
Реставрация начала 20 века состояла из перестройки нижних частей старых стен и строительства боковых стен из новых гранитных блоков. Верхние стены были сложены из нового кирпича, для чего было обожжено миллион штук. Самым тонким делом было добавление башен, разрушенных в 15 веке. Пинакли были слегка дополнены, выпрямлены и закреплены. Был установлен новый купол, увенчанный каменным фонарем.
За пресвитерием находится самая высокая часть собора. Там много интересных работ. Собор трехнефный, на первой из колонн нефа с 1908 года размещена деревянная псевдоренессансная кафедра, выполненная по проекту Стефана Шиллера. Она была сделана в Варшаве.
Центром является главный алтарь (1937 год), выполненный из мрамора. Эта нео-ренессансная работа архитектора Шиллера характеризуется надлежащими пропорциями и умеренным орнаментом. Над алтарем находится самое большое витражное окно собора, изображающее Успение Пресвятой Девы Марии. По сторонам пресвитерия находятся дубовые скамьи, сделанные в 1906-1910 годах столяром Краузе в Варшаве.
Орган был построен в 1907 году Вильгельмом Зауером из Франкфурта-на-Одере для церкви в Лари. После войны, в начале 1950-х годов, был перенесен из закрытой пост-евангелической церкви и доставлен в Плоцк, где его установил мастер Доминик Биернацки, восстановив многочисленные недостающие элементы. Этот орган один из самых больших и интересных в стране. 638 труб помещены в купол собора, что позволяет получить эффект далеко играющих органов, услышанных как бы с неба. Каждый год в мае и июне в Кафедральном соборе проходит Международный фестиваль органной музыки в Плоцке, в котором участвуют музыканты из Польши и из-за рубежа.
В соборе интересные часовни, но фотографировали их наспех и бессистемно, поэтому нет смысла показывать-рассказывать. Может быть, если доведется еще раз там побывать, то, вооружившись знаниями, полученными во время написания поста, удастся сфотографировать нужное и в правильных ракурсах. Чуть ли не самая главная достопримечательность собора и историческая ценность - Королевская часовня (Groby Królewskie), где похоронены правители Польши - Владислав Херман и Болеслав Кривоустый. Но у входа в часовню ждали инвалиды-колясочники, поэтому неловко было их задерживать, пришлось выйти без фотографий. Там эффектно: черный мраморный саркофаг и алебастровый орел Пястов.
Но как по моему сильно дилетантскому мнению, так самое необыкновенное в соборе - это полихромная живопись, выполненная опять же в 1901-1904 годах и сильно отличающая его от всех остальных виденных в жизни костёлов. Роспись исполнена Владиславом Драпевским. В 2003 году полихром центрального прохода был испорчен вандалами, которые нарисовали на нем спреем сатанинские крестоы. В 2004 году, несмотря на первоначальные страхи, они были удалены, не нарушив оригинальные картины.
Несколько фотографий просто для того, чтобы дать представление о характере живописи, а много и хороших фотографий интерьера собора
здесь.
В самой головокружительно высокой точке купола - изображение Святого Духа, то есть, голубя.
Витражи были выполнены по эскизам того же Стефана Шиллера, были утрачены и восстановлены в 60-х годах прошлого века.
Еще одна достопримечательность и замечательная история - это двери собора, их так и называют: Двери Плоцка, этакое имя собственное. Это дубовый массив, декорированный 26 бронзовыми панелями. И это копия.
Двери были изготовлены в Магдебурге в 1152-1156 годах. При необъяснимых обстоятельствах они оказались в Великом Новгороде и сегодня украшают собор святой София. Есть разные версии этого перемещения, но ни одной достоверной. Доподлинно известно только, что это произошло давно, возможно, еще в XIII веке. Еще до Второй мировой войны польские власти утверждали, что бесценный памятник вернется. Однако после войны коммунистическое правительство не интересовалось этим вопросом. В конце концов 23 ноября 1981 года в соборе была помещена верная копия Дверей Плоцка.
Перед базиликой установлен памятник Святому Отцу Иоанну Павлу II (Pomnik Ojca Świętego Jana Pawła II). Поднятая рука означает благословение, а постамент изображает скалу. Это отсылка к словам Иисуса: «Ты, Петр, - Скала, на которой Я построю Церковь Мою». Фигура Милосердного Иисуса помещена на ризу Папы. Памятник - это напоминание о посещении Папы Иоанна Павла II Плоцка 7-8 июня 1991 года.
Его торжественное открытие состоялось 1 мая 1994. Изготовлен из бронзы, высота статуи 3,90 м. Автором памятника является Густав Земла, выдающийся скульптор, профессор Академии изящных искусств в Варшаве, известный жителям Плоцка как создатель памятников Владыславу Броневскому и архиепископу Антони Джулиану Нововейскому. Автор постамента - Яцек Учман из Пилавы-Горны.
Замок мазовецких князей в Плоцке - готическое здание, построенное Казимиром Великим, был резиденцией мазовецких князей до конца 15 века. Первоначально построенные здания замка рухнули в Вислу в 1532 году во время катастрофического потопа, который смыл склоны холма. От него остались только две башни: Шляхецка (Szlachecka, также называемая Wysoka или Bramna) и Часовая башня (иногда называемая колокольней, с барочным шлемом 18-го века). Обе они были построены в середине XIV века. Стены замка в Часовой башне высотой 17 м являются самыми высокими сохранившимися оборонительными стенами в Польше и могут дать представление о силе и значимости крепостей Плоцка. Комплекс зданий, соединяющих две башни - это остатки аббатства бенедиктинцев. В 19 веке монастырские здания были перестроены для нужд семинарии в стиле барокко.
На аллее Юзефа Пилсудского стоит памятник, который называется Ławeczka Chojnackiego - лавочка Хойнацкого. Доктор Якуб Хойнацки родился 21 августа 1922 года в Серпце. У него какая-то странноватая научная карьера: был магистром юриспруденции в Лодзинском университете, инженером по деревообрабатывающей технике в Варшавском университете наук о жизни и доктором политических наук Варшавского университета. С 1952 года он был членом Научного общества Плоцка, а с 1968 года на протяжении многих лет его президентом. С 1971 года стал членом Польской академии наук. В 1970 году в Историческом музее в Москве он нашел неизвестную гипсовую копию романских Дверей Плоцка середины XII века, и это стало его высочайшим научным достижением. После 11 лет усилий копия этого прекрасного памятника была установлена польскими специалистами 23 ноября 1981 года в базилике Собора. В знак признания заслуг доктора Якуба Хойнацки для Общества науки Плоцка, города и области, он был внесен в Книгу Заслуг города Плоцка и города Серпц.
Рядом с памятником растет старый-престарый дуб, один из девяти природных памятников Плоцка.
Продолжение следует, Плоцк - интересный город.