по местам, где недавно делали ремонт.
"Старый дровяной мост" (Alte Holzbrücke) был построен в 1404 году. Спустя 5 веков, в 1904 году, чуть правее от него построен уже новый, более современный мост, названный Новым дровяным мостом (Neu Holzbrücke). Совсем недавно сделали его реконструкцию. Кованые дубовые веточки с желудями украшают его ограждение, есть металлические арки и фонари - всё почти так же, как было до войны.
Вот только прежде мост был разводным. Сейчас можно посмотреть на старые механизмы.
Вот так выглядел мост на старой фотографии (
отсюда)
Об истории этого моста можно прочитать в
"Осколках Кёнигсберга" (я потом еще буду ссылаться на эту статью) или в "Живом Кёнигсберге"
здесь и
здесь.
Я не знаю, как называются эти сооружения из свай, которые определяли фарватер, - их остатки облюбовали утки.
Мы идем на многострадальную набережную Адмирала Трибуца. Ее ужасно долго строили - ремонтировали, и всё что-то там было не слава богу, то затопит, то вспучит. Но день хороший, и на набережной Преголи хорошо.
Фото для истории. Бетонная стела, установленная рядом с памятным знаком морякам-балтийцам (в просторечии торпедный катер или просто катер) обветшала и может рухнуть. Об этом предупредили, но будут ли восстанавливать, о том я не знаю.
Взгляд назад, на другой берег: Кафедральный собор и синагога, которая уже почти достроена.
Взгляд вперед: Второй эстакадный мост. Название звучит романтично:)
Ряска и водяная лилия
Одинокая кувшинка
и стрелолист
Так выглядит набережная с моста.
Слева виден малюсенький кусочек нового стадиона, но пространство вокруг него пока совсем неприглядное. Обещают, что рядом с ним будет и филиал Третьяковской галереи, и филиал Большого театра... Что ж, поживем - увидим. Остров Ломзе (теперь остров Октябрьский) был (и есть) очень болотистым, потому эта его часть прежде не застраивалась.
Кирха креста, Кройцкирха ( Kreuzkirche), а теперь Крестовоздвиженский собор сохранилась чудом. Вообще-то сохранился только внешний вид последнего из построенных храмов Кёнигсберга... Собор теряется в массиве типовых советских многоэтажек, да и эстакада проходит совсем близко, подавляет это необыкновенное сооружение.
Всё, что я прочитала о Кройцкирхе, совпадает почти дословно. Отличается от всех самый подробный, самый основательный очерк с большим количеством фотографий в
"Осколках Кёнигсберга", горячо рекомендую. И еще очень любопытный материал
«Автомастерская, фабрика, церковь: как строили и восстанавливали Кирху Креста на Острове». Совсем не уверена, что любопытство тех, кто меня читает, заставит пройти по ссылкам, потому напишу очень коротко о том, что мне самой было интересно.
В 1742 году по указу короля Фридриха II Великого на острове Ломзе была заложена плантация шелковицы, которая использовалась для разведения гусениц тутового шелкопряда, с целью создать в Кёнигсберге производство шёлка-сырца. Проработала плантация на протяжении почти 30 лет, страдая от частых дождей и вредителей, пока суровой зимой 1771 года все теплолюбивые деревья шелкопряда не вымерзли. В память о ней северо-восточная часть острова получила звучное название Plantage, что означало "плантация". Это и дало название улице, на которой впоследствии и была заложена кирха Креста.
Проект был заказан известному берлинскому архитектору Артуру Киктону (Artur Kikton). В то время он был всем известен восстановлением разрушенных землетрясением храмов самого Иерусалима. Осенью 1929 года под руководством кёнигсбергского инженера-архитектора Эрнста Милауцки началась закладка фундамента будущей кирхи Креста. Так как здание строилось на болотистом месте, в его основание вбивались крупные, 20-метровые сваи из цельного дуба.
Закладка первого камня в основание будущей кирхи состоялась 15 июня 1930 года. Строительные работы велись на средства Альтштадтской церковной общины, объединения евангелических общин Кёнигсберга и прусского правительства. Построена и освящена она была спустя три года - 7 мая 1933 года. Здание кирхи было выполнено из красного клинкерного кирпича, особой техники обжига и прочности. Его архитектурный стиль можно отнести к позднему модерну с элементами готики и неоклассицизма. Оно имело оригинальную форму, напоминавшую с высоты птичьего полёта равноконечный греческий крест. Центральная часть здания состояла из трёх просторных нефов, поделённых двумя рядами колонн, над которыми располагались балконы. По боковым сторонам нефов, по всему их периметру, располагались вытянутые оконные проёмы. С западной стороны к ней примыкал лицевой фасад, представляющий собою две высокие и равнозначные башни, между которыми находились два полукруглых центральных входа, увенчанных панно кадинской майолики и большим христианским крестом в специальной стрельчатой нише-портале. На пересечении лучей креста красовалась надпись на немецком языке: "Слово о кресте являет могущество Господа" ("Das Wortvom Kreuz ist Gottes Kraft").
Для облицовки этого здания был использован специальный декоративный кадинский клинкерный кирпич. Особая технология обжига давала разные оттенки его цвета.
Оформлением внутреннего интерьера кирхи занимался берлинский художник Эрхст Фей. Войдя в здание, человек попадал в огромный зал с высоким полукруглым потолком, который, как и стены, был расписан в соответствии с религиозными канонами того времени блистали звезды, замысловато переплетались растительные орнаменты. У основания кирхи с её лицевой стороны размещался орган, а с противоположной - алтарь. По обеим сторонам зала стояли две скамьи, выполненные из дерева. Оконные витражи кирхи были изготовлены по эскизам кёнигсбергского художника Герхарда Айзенблеттера. Другой кёнигсбергский художник - Якоб - оформил купель для крещения, кубок для причастия и алтарный светильник.
Дальше о грустном. До наших дней оригинальное убранство кирхи не сохранилось. Несмотря на то, что во время войны сгорел лишь один купол, здание было повреждено при дальнейшем использовании, там одно за другим располагались автомастерская, фабрика орудий лова. В соответствии с нуждами производства помещение реконструировалось: появился еще один ряд бетонных колонн, межэтажные перекрытия, третий этаж. Непредусмотренный для всего этого фундамент деформировался, стены треснули, пол вспучился. А чтобы меньше было толков и разговоров, крест из кандинской майолики был закрыт изображением голубя мира. Здание забросили.
В 1986 году (1989?) оно было передано православной общине. Восстановлением занимался архитектор Юрий Забуга. Послевоенная документация и планы строительства Кройцкирхи не сохранились. На поиски архивной информации и чертежей у Юрия Забуги ушел год. Для этого архитектору даже приходилось ездить в Германию, однако схем и планов найти не удалось. Пришлось восстанавливать памятник по довоенным фотографиям. Были сложности и с восстановлением крыши. «У нее очень сложная форма из-за необычной формы здания. Впоследствии здание было разделено на два пространства, в которых в разное время освятили разные приходы. Раньше это было единое пространство со своей акустикой. А затем здание умудрились разделить на части и получили как бы два храма на разных этажах здания. Это грубые нарушения элементарных вещей. Я даже не заходил туда после этого, мне очень больно за этот объект», - рассказал Юрий Забуга.
Два храма здесь продолжают действовать и сейчас. Внизу низкие сводчатые потолки, очень традиционно. Там есть необыкновенная старинная икона с удивительным окладом. Как мне сказали (не очень приветливо) - это Спаситель.
А наверху потрясающий, сияющий зал, потому что вместо витражей просто окна.
И уникальный янтарный иконостас.
И еще я почему-то зацепилась взглядом за лестничные перила. Новодел, конечно, но соответствует нарядному интерьеру.
Верхний, главный, храм Собора был освящен в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в 1994 году, а год спустя был освящен нижний придел - во имя св. благоверного князя Александра Невского.