Джером Брунер. Структура истории

Apr 20, 2016 10:54

Есть широко распространенное соглашение, что истории повествуют о превратностях человеческих намерений и что, пересказывая Кеннета Берка и его классическую работу Грамматика мотивов, структуру рассказа составляют как минимум пять элементов: Агент, Действие, Цель, Окружение, Инструмент - и Проблема (Trouble).

Проблема - это то, что движет драмой, и она образовывается несоответствием между двумя или более из пяти составляющих пятерки Берка: например, в Кукольном доме Ибсена цели Норы не согласуются ни с окружением, в котором она живет, ни с инструментами, доступными ей.

У позднего Виктора Тернера, талантливого антрополога, изучавшего западный театр так же успешно, как ндембу в Западной Африке, эта “проблема” локализуется в разрыве культурной легитимности: первоначальное каноническое положение нарушено, делается попытка его восстановления, что, в случае неудачи, ведет к кризису; кризис, если его не решить, приводит, в конечном счете, к новому легитимному порядку.

Кризис, роль агента в восстановлении, формирование новой легитимности - вот культурные конституирующие, из которых конструируется разнообразие драмы в жизни, как и в литературе.

Джером Брунер

структура повествования, истории

Previous post Next post
Up