140. Утомленные Михалковым

Apr 25, 2010 19:35



Скажу сразу - фильм не так плох, как о нем пишут. Что заставляет задуматься - а не является ли весь этот негатив, что льется на голову режиссера, банальным пиаром?
Неважно, что говорят. Лишь бы говорили. И зритель потянется.
Тарантино, Спилберг…
Как не пойти? Неужели правда?
Не правда.
Михалков(ы). Только он(и). И никого больше. Куда больше?




На мой взгляд, основное достоинство (он же недостаток) УС-2 в том, что режиссер сделал, что хотел, а не что заказывали. Фильм все же к юбилею Победы.
Победа - это традиционный майский эфир - «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», «Белорусский вокзал», «Офицеры»…
Телеэфир, надо добавить. Для пенсионеров.
Молодежь ходит в кино.
Разные поколения. Разные страны. Вероятно, разные народы…

Благодаря УС-2, есть точка зрения на «великую войну» и у РФ, страны к маю 45-го отношения не имеющей.
Поэтому никакие «Офицеры» после 1991-го невозможны.
Михалков это понимает. И снимает совершенно оригинальный фильм.

Глядя из РФ на вторую мировую (Великая Отечественная уже не актуально), видим - хаос, кошмар, идиотизм, смерть.
Это правда.
Особенно с точки зрения простого человека, оказавшегося вдруг в эпицентре ада.
Кажется, сам Бог покинул русских. А Сталин с прочими офицерами и подавно.
Русские не только не готовы к войне, не умеют воевать, а элементарно не понимают, что происходит. Оттого в отдельных моментах убивают друг друга.
Очевидно, в следующем фильме «Утомленные солнцем - 2. Цитадель» будет реванш.
Но речь о «Предстоянии»
Именно это готовили к 9 мая. И к Каннам.

Получили, кроме неподготовленности и не умения воевать, «Огонек» 91-го года свежести. Тиран и НКВД никак не уймутся. Хорошему человеку (Котову) и его семье не место на русской земле.
Но хороший человек выживет. В любых обстоятельствах. Семья воссоединится. Не благодаря государству (Спасти рядового Райна), но вопреки.
Это и есть генеральная тема фильма - простой человек в оппозиции к власти.
Война будет выиграна не Сталиным, но Котовым, который воюет не за тирана, а за свою семью.
Простой человек - вот настоящий герой. И хозяин своей судьбы тоже.
Михалков ничего не придумал.
Он сам такой же.

Крылатое выражение Марата Гельмана: «Я уже давно деньги не считаю. Живу при коммунизме» вполне можно отнести и к Никите Михалкову. Даже в большей степени.
Только предельно свободный художник может на бюджетные деньги снять фильм, посвященный одному человеку. Своему отцу.
Других фронтовиков в СССР не было.
По замыслу Михалкова семья - святое. Его собственная семья.

Не член этой семьи - не герой.
С этим можно смириться.
Сложнее с патриотизмом, который - любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям. Тому, что между семьями. Что их по идее, должно увязывать в нечто большее.
По замыслу режиссера, современный россиянин должен взять пример с Котова. Все в твоих руках, старик. Оптимизм, сметка, юмор, вера (обязательно!) - и все получится.
Рецепт чрезвычайно прост.
Вона какую войну вытянули, а ты - кризис. Тьфу! Семечки.

А то, что лично ты до сих пор не в коммунизме, исключительно твоя проблема.
С коммунизмом понятно. Но патриотизм?

Зачем он?
Ну, кроме того, что под него дают деньги.
Зачем он русским? И был ли он у них во время войны?
Кстати, большой вопрос.
По фильму русские четко соблюдают личный интерес, а никак не общий. За что нещадно биты.
Не приютил никто бедную девушку (дочь Котова) - погибла целая деревня.
Один дурак выстрелил - затонула целая баржа.
Таких баранов надо долго и целенаправленно воспитывать. Для того фильмы и снимаются.

Поменьше бы пафоса вокруг УС-2, может как-то и проскочило без лишних вопросов.
Но коли «великий фильм», невольно задумываешься - а в чем величие?
Какая от него польза не михалковым?
Человек порядочный взял бы деньги - сколько там, 50 млн евро? - и ничего бы не снял. Зрители бы поняли. Коммунизм штука не дешевая, да.

Патриотизм много дешевле.
Делается так.

«Они достигли самых вершин. Теперь не знают, к чему стремиться. Одного усердия недостаточно»
Это титр перед фильмом. Не про михалковых и гельманов.
Вот про кого:



Про тех, у кого, Котов как будто выиграл.
Сами немцы считают иначе.
Считают благодаря новой немецкой волне. И в частности такому фильму, как «Артисты под куполом цирка в растерянности»
Копеечный фильм снят Александром Клюге в 1968 году, когда за одно слово «Гитлер»  - статья. Не в "Огоньке", а в уголовном деле.
Это с одной стороны.
С другой, Германия, озабоченная патриотическим воспитанием молодого поколения, эту самую волну в кино поднимает и поддерживает.

Фильм Клюге не про Гитлера. Про немку, которая ставит перед собой фантастическую цель. Не достигает ее. Не отчаивается. Засучив рукава, вновь берется за дело с удвоенной энергией.
Гитлер тут в качестве примера.
А кого им брать в пример? Котова?
Возьмут пример с Котова, станут русскими. И вместо «Мерседеса» сделают «Жигули»
Оно Михалкову надо?


Previous post Next post
Up