Молодой французский поэт Франсуа-Мари Аруэ прославился своими едкими стишками, из-за которых его бросали в Бастилию, били на улице, потом снова бросали в Бастилию и даже выгоняли из Франции. Вернувшись в 1729 году из Лондона, где он пересиживал опалу, Франсуа-Мари встретил человека, изменившего его жизнь: математика Шарля Мари де Ла Кондамина. Этот математик утверждал, что знает, как они могут очень быстро и без особых хлопот разбогатеть. Секретом, о котором идет речь, была формула выигрыша в лотерею.
Подобно тому, как сегодня государства выпускают собственные долговые ценные бумаги для привлечения капитала, в XVIII веке Франция выпустила облигации с очень привлекательными процентными ставками, которые быстро приобрели популярность. Проблема заключалась в том, что предлагаемая процентная ставка была слишком высокой, и в 1727 году правительство было вынуждено снизить ее, чтобы и дальше поддерживать этот метод финансирования. Последствия этого решения были катастрофическими: стоимость облигаций резко упала, и правительство перекрыло кран. Пеллетье-Дефору, генеральному контролеру финансов (министру финансов) короля Людовика XV, пришлось использовать все свое воображение, чтобы уменьшить эту утечку доходов, и он придумал способ это сделать - провести лотерею.
Все французы, имеющие ваучеры госдолга, могли купить билеты для участия в этой лотерее. Выигрышный билет давал своему обладателю право вернуть номинальную стоимость своих ваучеров - к тому моменту их реальная стоимость была значительно ниже номинальной - и, само собой, дополнительно получить выигрыш по лотерейному билету. Благодаря этой лотерее можно было бы восстановить доверие к государственным облигациям и поднять их стоимость, а также получить дополнительные деньги с продажи билетов.
За каждую облигацию, номинальная стоимость которой составляла тысячу ливров, можно было купить билет, заплатив один ливр, и принять участие в лотерее. Однако Пеллетье-Дефор, судя по всему, не очень хорошо разбирался в математике, потому что сумма призов по выигрышным билетам превышала сумму, которую он мог собрать, даже продав все билеты. Поэтому математик Шарль Мари де ла Кондамин и Франсуа-Мари Аруэ объединились, чтобы собрать как можно больше ваучеров и таким образом иметь возможность купить больше лотерейных билетов. Поскольку облигации стоили существенно меньше номинала, заговорщики массово скупали их с рук, предлагая сумму заметно выше их рыночной цены, но ощутимо ниже номинальной. Многие держатели облигаций справедливо решили, что лучше синица в руках, чем журавль в небе, поэтому с радостью уступали свои ценные бумаги двум компаньонам.
На 8-е число каждого месяца, в день проведения лотерейного розыгрыша, Аруэ и Кондамин срывали банк, и это продолжалось до тех пор, пока Пеллетье-Дефор, уставший от того, что они всегда выигрывали, не подал на них в суд за мошенничество. Однако формально математик и поэт не совершали никакого уголовного преступления и действовали в рамках правил, предусмотренных лотереей, поэтому суд принял их сторону. Тем не менее, в ходе судебного разбирательства вскрылись все недостатки и уязвимости лотереи, поэтому лавочку быстренько свернули, а Пеллетье-Дюфор вскоре лишился своей должности.
Двум друзьям удалось собрать более 500 000 ливров - астрономическую сумму, которая позволила им жить в свое удовольствие и заниматься любимым делом, не думая о заработке. Франсуа-Мари Аруэ вернулся к праздной жизни поэта и литератора, и продолжил раздражать высший свет своими едкими эпиграммами, которые подписывал псевдонимом - Вольтер.
5igorsk
Jul 14 at 10:05