Российское правительство объявило о налоговой реформе - в стране после 20-летнего перерыва вводится прогрессивная шкала НДФЛ, а налоги для бизнеса существенно повышаются.
"но фактические параметры реформы точно не позволяют говорить о ней как о перераспределении доходов богатых в пользу бедных"
© Вячеслав Шилов
Но смысл реформы - не в простом увеличении государственных доходов или заботе о «социальной справедливости». Налоговая реформа будет направлять экономику в нужную Кремлю и правительству сторону - за военные расходы бюджета и инвестиции в промышленность, работающую на ВПК, заплатит гражданский бизнес из сферы торговли и услуг.
Что случилось
Налоговая реформа, которую ждали полгода, произошла. Во вторник вечером Минфин
огласил ее параметры, а в четверг правительство
утвердило необходимый для реформы пакет законопроектов. Осталось формальное одобрение Думы, которого можно ожидать до конца лета. Изменения вступают в силу с начала 2025 года.
Подробно мы писали о параметрах налоговой реформы
здесь,
здесь и
здесь. Главные изменения таковы:
• Вместо существующей с начала 2000-х плоской шкалы подоходного налога 13% (в 2020 году к ней добавилась ставка 15% для доходов свыше 5 млн рублей в год, что тогда соответствовало примерно $67 000) вводится полноценная, хотя и не очень высокая прогрессивная шкала. Для доходов до 2,4 млн рублей в год ($26 700 по нынешнему курсу) сохранится ставка 13%, а все доходы свыше этой суммы будут облагаться по более высоким ставкам - от 15% до 22%.
• При этом доходов от дивидендов, депозитов, операций с ценными бумагами и недвижимостью прогрессивная шкала не коснется - максимальная ставка подоходного налога по ним останется на уровне 15%.
• Корпоративный налог на прибыль вырастет с 20% до 25%. С фискальной точки зрения это важнейшая часть реформы - в 2025 году она принесет бюджету 1,6 трлн рублей из 2,6 трлн запланированных дополнительных доходов.
• Малому и среднему бизнесу расширят возможность для перехода на льготный режим налогообложения, но обяжут платить НДС при выручке от 60 млн рублей ($670 000). Это прежде всего коснется торговых компаний.
По обещанию Минфина, изменения в налоговой системе с 2025 года принесут 2,6 трлн дополнительных рублей в бюджет. Это на триллион больше заложенного в бюджет 2024 года дефицита. При сохранении нынешних оценок роста дополнительный доход составит около 1,4% ВВП, а это на полпроцента ВВП больше прогнозного дефицита на этот год.
Рынок государственных облигаций никак не отреагировал на потенциальное существенное укрепление государственных финансов. Видимо, рынок ждет, что государство пропорционально увеличит расходы - а значит, необходимость занимать никуда не денется
Новые налоги увеличат доходы бюджета - основного источника роста экономики России в условиях санкций, войны и госкапитализма. Но смысл реформы не только в этом.
В поисках социальной справедливости
И сам
Владимир Путин, и фронтмен реформы Антон Силуанов
постоянно повторяют, что главная цель «донастройки налоговой системы» - ответ на общественный запрос на социальную справедливость. Такая политическая цель у Кремля наверняка была, но фактические параметры реформы точно не позволяют говорить о ней как о перераспределении доходов богатых в пользу бедных. Достаточно сказать, что под действие прогрессивной шкалы не подпадут доходы от дивидендов, депозитов и операций с ценными бумагами - то есть все главные источники дохода богатых и сверхбогатых.
По
обещанию Минфина, введение пятиступенчатой прогрессивной налоговой нагрузки на доходы физических лиц вместо нынешней двухступенчатой, увеличит налоговую нагрузку только для 3% граждан. Но на самом деле эта доля может оказаться выше. Во-первых, из-за инфляции. Пороги налоговых ставок пока не предлагается индексировать - а значит, число граждан с более высокими налогами будет расти даже при сохранении реальных зарплат, не говоря уже о росте
на 8% в год, как сейчас. А во-вторых, при высокой инфляции под повышенную (правда, всего до 15%) ставку будет попадать больше незарплатных доходов (например, по депозитам или находящийся пока в налоговой тени рынок аренды жилой недвижимости).
Не облагаемого налогом минимума (как, например, во Франции или Германии) в новой российской шкале не будет. Звучавшие первоначально предложения не облагать налогами малоимущих трансформировались в поддержку бедных многодетных семей. Для этого правительство вводит налоговый аналог кешбэка для семей с двумя и более детьми и низкими (менее 1,5 прожиточного минимума на человека) доходами. Такие люди будут платить НДФЛ по реальной ставке 6% вместо 13%. Согласно заявлениям Минфина, это коснется около половины всех семей с двумя и больше детьми.
Еще одно исключение - «участники СВО». Даже минимальная зарплата контрактника на войне (
210 тысяч рублей) подпадала бы под увеличенную ставку НДФЛ - но облагаться по ней не будет: все выплаты, связанные с участием в боевых действиях, выведены из-под повышения налогов.
Куда реформа подтолкнет экономику и кто за все заплатит
Главная с фискальной точки зрения (она
даст 1,6 трлн рублей из 2,6 трлн дополнительных доходов в 2025 году) часть реформы - повышение корпоративного налога на прибыль. Еще 473 млрд рублей даст изменение налогового режима для малого и среднего бизнеса. Таким образом, большая часть повышения налогов придется на бизнес - и вовсе не в равных долях.
Повышение налога на прибыль c 20% до 25% снизит чистую прибыль компаний на 6,3%. При этом предусмотрены налоговые вычеты за инвестиции и право списывать расходы в двукратном размере, если деньги тратятся на научные исследования и российское технологическое оборудование. Это прежде всего льгота для обрабатывающей промышленности, инвестирующей в расширение производства, так или иначе обслуживающего новую военную экономику. Однако сектора торговли и услуг по своему роду деятельности вряд ли смогут воспользоваться этой льготой, как и подавляющая часть среднего бизнеса
Еще одна мера, которая может ударить по сектору услуг и торговли, - вводящаяся реформой обязанность платить НДС для части компаний малого и среднего бизнеса, работающего по упрощенной схеме выплаты налогов.
Дополнительно Минфин предлагает поднять налог на добычу полезных ископаемых для отраслей «с высокой рентабельностью и низкими инвестициями» - а именно производства минеральных удобрений и добычи железной руды.
Что мне с этого?
Государственные расходы, как мы неоднократно писали, - основа нынешнего экономического роста России. Налоговая реформа призвана продлить бюджетное стимулирование экономики. Но не только: новая система налогов призвана привести к стимулированию обрабатывающих отраслей за счет других - добывающих, торговли и услуг.
Изменения налогов на доход физических лиц призваны повысить рождаемость и стимулировать потребление малообеспеченных граждан за счет снижения накоплений более обеспеченных. При этом со временем из-за инфляции номинальные суммы налогов будут расти, если пороги более высоких ставок не будут индексироваться.
Пока кажется, что смысл налоговой реформы - не только и не столько в стремлении к социальной справедливости (как настойчиво
утверждают власти) или очевидном увеличении доходов бюджета - а в развороте руками государства экономики в сторону развития промышленности, в частности военной, и увеличения технологической автаркии ценой торговли, услуг и прочих мещанских утех.
Автор статьи - приглашенный научный сотрудник Центра анализа европейской политики (CEPA), экономический аналитик Александр Коляндр. Редактор - Петр Мироненко
Редакция The Bell
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+
1 ИЮНЯ 2024 ***
Чем ближе конец Империи, тем больше у него НДФЛ😏
"Взяли с запасом", - заявил премьер-министр Михаил Мишустин, объясняя выбранный порог для повышения НДФЛ: "Правительство решило учесть рекомендацию с запасом, повысив минимальный уровень до 200 тысяч рублей, и в результате изменения коснутся 3% работающего населения, тех, кто действительно получает больше доход". Сегодня это 3%, завтра - 10%, через пару лет уже 20-30%. "И" - инфляция.🥱