Коэны

Dec 20, 2018 10:59


Это, конечно, неважно меня характеризует, но я уже 10 лет не могу смотреть фильмы братьев Коэнов. И старые, те, которые раньше даже любил - "Фарго", "Лебовского", "Просто кровь", что там ещё было... Предполагаю, что с возрастом у людей вырастают определённые шоры, которые, скажем так, помогают избавиться от "невыносимой широты взгляда" деятелей искусств. Я думал, это у всех так. Ну да про Коэнов. Где-то десять лет назад меня стал раздражать сквозной мотив их творчества, который можно кратко охарактеризовать "все вокруг идиоты, злодеи или праведники - тупые все". Эта точка зрения, конечно, имеет право на существование, но мне она кажется глупой и вредной (для меня глупой и вредной). Казалось бы, если они тупые, мне надо их пожалеть? Но сочувствовать их идиотизму у меня не получается, потому что это не "их" идиотизм - это идиотизм, придуманный для них братьями Коэнами. Спросят - а разве это не так? Разве не тупостью большинства объясняются все гадости, которые у нас у всех перед глазами? Наверное, но мне кажется, всё несколько сложнее. К слову, приблизительно тогда же мне резко стала неинтересна переводная литература, все эти Барнсы, Уэльбеки и прочие (тогда ещё актуальные, новых не знаю, но думаю, новые ещё хуже). Дальше - больше, теперь я не могу смотреть иностранные сериалы. Хотя не все они наследуют идеям Коэнов, мне почему-то всякий раз, уже на середине первой серии чудится, что я вижу как за кадром коллектив авторов сидит за круглым столом и решает сюжетную задачу. Казалось бы, ну пускай сидят, придумывают, главное, чтоб интересно было... Но на меня это действует по Данелия, будто в кинозале начинаешь думать про то, что вот здесь режиссёр устал снимать фильм и позвал помощника, а сам поехал в баню - кино для меня тут кончается, я ему больше не верю. "Лучшие" русские сериалы взяли от иностранных именно это, они "придуманы", а не "созданы". Исключения есть, но их очень мало. А единственный иностранный сериал, который я смотрю и жду продолжения - "Лучше звоните Солу". Он тоже местами "просвечивает" мозговыми усилиями сценаристов, но я терплю, ради образов главного героя и, особенно, его подруги, не помню, как зовут. Эта девушка будто родилась где-то у нас, на Урале или в Сибири - абсолютно русский, родной типаж. И главное - я уверен, это не заслуга только актрисы, это созданный, сюжетно обусловленный образ, которому веришь безоговорочно, стопроцентно. Ну и сам Сол - очень сложный характер, которому сценаристы, конечно, привязывают разные тупорылые бантики - но даже они уже не могут его серьёзно испортить. Например, характернейшая черта - он всякий раз так много делает для достижения цели, терпит, старается, унижается - а потом, уже перед финишем, всё рушит из-за какой-то дурацкой мысли, обстоятельства, мелочи,  на которую 99,9 процента людей наплюют, если вообще заметят. А ему эта мелочь важна, он не сможет дальше жить, если не примет её во внимание. Тоже очень русский тип. Так вот, опять про Коэнов - для меня их многолетнее "все вокруг идиоты, посмотрите, какие они смешные" всухую проигрывает одному моему Солу Гудмену, который тоже смешной и нелепый. Но у него есть ещё и горечь, у него есть смерть (настоящая, а не с разбрызганным томатным соком), у него есть совесть. Ему можно сочувствовать, встав с ним рядом. А героям Коэнов если и получается сочувствовать - то только с высоты собственного достоинства. Я не хочу с высоты.



И да, я вижу, что чем дальше, тем вот эта моя "совковость" вступает во всё больший клинч с современностью. И победа, конечно, будет за современностью. "Раскрепоститься", как велел президент, я уже вряд ли смогу - извините, доживу уж, как есть.

Previous post Next post
Up