Столковый словарь: Казанская Богородица

Jul 21, 2014 11:35



Сегодня Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь явления чудотворного образа иконы Божией Матери в 1579 году в Казани. S-t-o-l.com уверен: история ее обретения и дальнейшего символического покровительства русской политике является одним из самых успешных политических и социальных проектов в истории Русской православной церкви.

КАК НАШЛИ ИКОНУ?
В начале июля 1579 года в Казани в доме около церкви Николы Тульского на Гостином дворе случился пожар. Огонь перекинулся на соседние здания, потом - на Кремль Казанский. Долгие часы полыхало зарево, город выгорел.
После пожара погорельцы начали отстраиваться заново, и вот в этот момент девятилетняя девочка Матрона, дочь стрельца Даниила Онучина, и заявила, . что ей явилась во сне Богородица. Скажи, говорит, отцу, чтоб копал под печью дома, где занялся пожар. Сначала этому сну никто не придал никакого значения, но когда он повторился в третий раз, отправились на пепелище, гдеи нашли икону Богородицы. Небольшая и необычного вида: похожа на одигитрию, но со стоящим младенцем.
Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вскоре архиепископ Иеремия перенес ее из сгоревшего храма свт. Николая в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная - уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. И в честь обретения иконы и был установлен праздник.


Конечно, сразу нашлись люди, которые объяснили, что это какие-то тайные христиане зарыли икону под печкой ещё до завоевания Казани. Наверняка так и было, но только и что с того?



Так отмечено место обретения Казанской иконы Божией матери. На заднем плане - все, что осталось от Богородицкого монастыря и храма Николы Тульского.

ЧТО СТАЛО ПОТОМ?

На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона Онучина, принявшая имя Мавры.

Но гораздо интереснее история произошла с настоятелем церкви Николы Тульского, в которой и была найдена икона. Настоятелем храма был молодой и амбициозный отец Ермолай, который очень скоро стал приближенным епископа Иеремии. В 1587 году Ермолай приехал в Москву и постригся в монахи в привилегированном Чудовом монастыре под именем Гермоген. В 1588 он стал игуменом Преображенского монастыря в Казани, в 1589 был возведён в сан епископа и поставлен первым митрополитом вновь образованной Казанской и Астраханской митрополии.

Но на этом история не заканчивается. В 1606 году Гермоген станет Патриархом Всея Руси. Это было непростое время для России: в начале 1598 года умер Федор Иоаннович, и власть перешла к Борису Годунову. Его основной конкурент - боярин Федор Романов (т.е. отец будущего царя) стал готовить переворот. Но заговор был раскрыт, Федор обвинен в колдовстве, пострижен в монахи под именем Филарет и отправлен в Сийский монастырь на Северную Двину. Но ненадолго: когда Лжедмитрий I будет провозглашен царем, Филарет Романов станет митрополитом Ростовским. После того, как царь Василий Шукйский был свергнут в 1610 году, насильно пострижен в монахи и отправлен в Польшу, патриарх Гермоген оказался в оппозиции к правительству Семибоярщины и вошедшим в Москву полякам. Впрочем, скрепя сердце, он согласился признать русским царём Владислава Сигизмундовича при условии его православного крещения и вывода польских войск из России.



Патриарх Гермоген

После отказа поляков от выполнения этих условий, Патриарх Гермоген стал писать воззвания к Русскому народу, призывая его на борьбу, за что поляки его насильно свели с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре, где уморили голодом. Но из монастыря Гермоген приказал отправить из Казани к князю Дмитрию Трубецкому крестный ход с образом той самой Казанской Богородицы.

Икона оставалась в лагере Трубецкого до конца 1611 года, а потом была отправлена назад. Но в Ярославле встретилась с войсками князя Пожарского, двигавшимися из Нижнего на Москву. Пожарский велел сделать список с иконы и с нею отправился к Первопрестольной. Казанская стала знаменем ополчения. И в память о том, что она помогла взять Москву и изгнать интервентов, был учреждён осенний праздник Казанской иконы Божьей матери..



Один из старейших существующих списков - романово-ярославский XVI века - в ризе 1881 года.

ПРАЗДНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ
Покровительницей старой московской династии Рюриковичей была Владимирская Богородица - по церковному преданию, эту икону написал сам евангелист Лука, а на Русь икона попала из Византии в начале XII века как подарок Юрию Долгорукому от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Долгорукий привез ее в Киев, оттуда она попала во Владимир, далее - в Москву, а ныне Владимирская икона находится в Третьяковской галерее. (Совет для непосвященных: отличить Владимирскую икону от Казанской очень просто: на Владимирской иконе младенец Христос находится слева от Богоматери, на Казанской - справа.)  
Покровительницей же династии Романовых стала Казанская. Появились сотни Казанских храмов, тысячи списков с иконы, многие из них тоже прославили себя чудесами.



Петербургский список

ИЗВЕСТНЫЕ СПИСКИ
Самый известный список, конечно, Московский, с которым Пожарский взял Кремль. Знаменит и Петербургский список, который принадлежал царице Прасковии Федоровне. Пётр I построил для этой иконы в новой столице помпезный Казанский собор. Перед ней император молился накануне Полтавской битвы. В 1812 году Кутузов принёс Петербургской Казанской трофейное серебро.



Один из образов Казанской хранился с марта 1993 года в личных покоях папы Иоанна Павла II. Список был в 2004 году передан РПЦ и сейчас находится в Крестовоздвиженском храме бывшего Богородицкого монастыря Казани.



В 2011 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал список Казанской Божьей матери летчикам-космонавтам А. М. Самокутяеву и А. И. Борисенко, и сейчсас эта икона находится на борту Международной космической станции.

ЧТО СТАЛО С ОРИГИНАЛОМ ИКОНЫ?
Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство авторов склонялось к тому, что он оставался в Казанском Богородицком монастыре. Но в ночь на 29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей; были похищены также деньги из свечных ящиков. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин, крестьянин двадцати восьми лет, который утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями.

Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.

Но это не более, чем легенда.

Действительность же состоит в том, что икона действительно исчезла - в огне, откуда она и появилась. Следом сгорела и сама страна, созданная под ликом Казанской иконы.

А вот новая Матрона Онучина пока еще спит.

Столковый словарь

Previous post Next post
Up