12. Египетские пирамиды: кто, когда, зачем
1. Вавилон на Нbиле 2. Францисканцы в Египте 3. Почему древние египтяне помалкивали о пирамидах, а Геродот не знал, какой они высоты 4. Пирамиды римская и ватиканская 5. Медь под балконом у фараона 6. Иероглифы: "две драхмы в год" или "мать Гера"?
7.Этот до боли понятный Розеттский камень 8. Анубис или Христофор Песьеглавец 9. Пирамида Хеопса без теодолита?
8. Анубис или Христофор Песьеглавец
Но если никаких фараонов не было, чем же тогда являются все эти многочисленные так называемые древнеегипетские изображения?
На этот вопрос косвенно ответил еще Н.А. Морозов, считавший традиционную историю Египта «волшебной сказкой» и указавший на коптские средневековые кресты в руках у «древних египтян» ( «Христос», кн.6, ч.7, гл.3).
За ним Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко сформулировали: «средневековые копты-христиане XII-XV веков и есть "древние" египтяне» (ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ В СВЕТЕ НОВОЙ ХРОНОЛОГИИ, ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ АЛЬБОМ, "Римис", 2006, 03, Копты).
Раз высказанная, эта мысль кажется уже очевидной. В самом деле, никто
не отрицает, что сегодняшние копты - это прямые потомка «древних египтян». Собственно, само название Египет происходит от слова копт.
(Думаю, читатель уже не удивится родству между этими словами, записав рядом образующие их согласные: гпт - кпт).
Причем мы наблюдаем плавное «перетекание» так называемой «древнеегипетской» религии и культуры в не столь древнюю коптскую.
«Связи между древнеегипетским философским мировоззрением и христианством прослеживаются начиная с мемфисского богословского трактата, относящегося к эпохе Древнего царства. Согласно этой теологической концепции, весь мир произошел от слова бога Птаха, что не только по смыслу совпадает с первыми строками Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1), но и очень близко ему в текстуальном плане» (Е.Г. Толмачева. Копты: Египет без фараонов. М., Алетейа, 2003, с.36)
«Особенно на начальных порах развития коптского искусства, в нем нередко заимствовалась древнеегипетская религиозная символика практически без изменения ее значения. ( там же,с.36)
«На коптских тканях неоднократно встречаются знак жизни - анх, получивший новое значение - креста, Око Хора -уджат, лотос, мистическая лестница . Та же символика появляется и на стелах, которые устанавливались на могилах умерших. Языческое в них тесносмыкается с христианским» (там же, с.37).
«Четкие параллели прослеживаются между статуарными изображениями Исиды и Хора-младенца и иконографическим типом сидящей на троне Богоматери Млекопитателышцы» (там же, с.40)
«Сохранилось интересное изображение Богоматери с Младенцем, сидящей на сидении богов под иероглифом неба» (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907, Копты)
Прототипом христианского сюжета о Георгии-Победоносце « можно назвать изображение Хора - в облике конного воина с головой сокола, - пронзающего копьем Сета в образе крокодила (Толмачева,с.41).
«Среди многочисленных христианских изображений, которые иной раз вызываютассоциации с древним Египтом, встречается образ св. Христофора Кинокефала (ό άγιος Χριστόφορος ό Κυνοχέφαλος), т.е. Псеглавца. Этот зооморфный святой не одинок. Достаточно вспомнить изображения евангелиста Луки с головой быка и евангелиста Иоанна с орлиной головой, выполненных в манере, напоминающей нам древнеегипетские изображения зооморфных божеств….Еще А.Н. Веселовский, касаясь проблем, связанных с кинокефалами, считал, что «почему бы не допустить в легенде у Якова de Voragine о песиглавце Христофоре, переносящем через реку странников, с палицей в руке, расцветающей впоследствии, изнемогающем под бременем Христа, точно нa его плечах покоился целый мир, - почему бы не предположить во всем этом отраженно египетского представления о песьеглавом Анубисе»…Можно с уверенностью сказать, что древнеегипетское божество продолжает жить в христианском образе св. Христофора Кинокефала» (Максимов Е. Н. Образ Христофора Кинокефала (опыт сравнительно-мифологического исследования) // Древний Восток. Сб. 1. - М.: Наука, 1975. - С. 76 - 89).
«Коптский язык можно с полным правом назвать наследником древнеегипетского. Многие коптские слова имеют древнеегипетское происхождение, а в алфавите сохранилось семь демотических знаков. Благодаря тому, что в коптском языке присутствуют огласовки, современные филологи получили возможность реконструировать звучание некоторых древнеегипетских слов, проникнуть в, казалось бы, навсегда забытые тайны умолкнувшего навсегда языка фараонов и их подданных. По мнению специалистов, магическая и медицинская литература коптов являетсянепосредственным продолжением древнеегипетской. Коптские магические тексты очень близки демотическим. В заклинаниях нередко присутствуют образы древней мифологии, сообразуясь с их прямым назначением - победить заклятого врага, дать жизнь ребенку, наложить любовные чары. О смешении в подобных текстах древнеегипетских, античных, эллинистических, иудейских, гностических элементов свидетельствует следующий фрагмент V-VI веков: «Хор, Хор, Фор, Элоэй, Адонай, Иао, Саваоф, Михаил, Иисус Христос! Помоги нам и дому этому. Аминь»3. ( Толмачева, с.48-49)
А вот фрагменты «Египетской книги мертвых», содержащие среди прочих, совпадающих с христианскими, мотивов упоминание о Святом Духе и божественной Душе: "Я есть Тот, совершенный писец...правды и истины, ненавидящий грех... чье слово властвует над двумя землями (или мирами? - А.П.) . Я есть властелин правды и истины, проверяющий правду и истину по повелению богов, судья слов и их смысла, и мои слова торжествуют победу над насилием. Я рассеял тьму... Я помог Ра...проникнуть в скрытое жилище, чтобы оживить сердце Неподвижного сердца, Святого Духа..." (Э.А.У. Бадж, Егтпетская книга мертвых, СПб, : Азбука, 2011, гл.CLXXXII, с. 512).
" И вот, о Великий Бог ... ты воскрешен, я дал тебе руку твою, я дарую тебе жизнь на вечные времена... Твоя мать, Нут,... она дает тебе силу... сестры твои, Исида и Нефтида, приходят к тебе и даруют тебе жизнь... они в тебе через любовь к тебе... Ты восседаешь на троне твоем..." (гл.CLXXXI, с.510).
«Глава познания «Глав о восхождении к свету» … Я Властелин тех, кто воскрешен из мертвых» (гл.LXIV, с.279).
«Глава о превращении в живую душу….Я есть божественная Душа Ра… та, божественная Душа, что есть сам Бог. … Моя душа - это Души душ бессмертия…» (гл. LXXXV, с.308-309)
А вот о коптском храме: "Возможно, нигде в мире вы не попадете в столь древнюю обстановку, как в Коптской церкви. Вы входите внутрь странного темного здания; сначала европеец вообще с трудом может понять, что это именно церковь, она выглядит совсем не так, как мы привыкли... В Коптской церкви вы попадаете в низкие темные пространства, в лабиринт хаотичных переходов. Из узких окон падает очень мало света. …За алтарем возвышается изгиб апсиды; на толстых колоннах и по стенам... надписи из инкрустированных букв - коптских и арабских"( A. Fortescue, Lesser Eastern Churches, London, 1913, p. 288.)
Не правда ли, напоминает описание храма древнеегипетского ?
При реставрации же фресок коптского монастыря святого Антония в Нубии выяснилось, что «коптские художники в действительности пользовались той же техникой, что и их далёкие предки», то есть живописцы «времен фараонов» (L'Égypte Copte, документальный фильм, Alain Jomier и Институт Арабистики Франции)
А вот знаменитый храм царицы Хатшепсут неподалеку от Долины Царей. Место это называется Дейр-эль-Бахри, что переводится как Северный монастырь. Здесь был коптский монастырь. Так, может, храм Хатшепсут и коптский монастырь - это просто два названия одного и того же объекта?
Рядом с долинами Царей и Цариц находится долина с якобы древнеегипетским некрополем, которая называется Дейр-эль-Медина - Городской монастырь. Здесь находился храм богини Хатор, который де после был преобразован в коптскую цековь. Так, может, это изначально был коптский храм?
Тем более, что на «древнеегипетских» изображениях присутствуют не только многочисленные коптские кресты - анкхи, но и обычные равноконечные георгиевские (см. например «Искусство и История. Египет. 5000 лет цивилизации», Bonechi, с.91). .
А на ряде колонн в знаменитом Карнакском храме находятся изображения христианских святых. Объясняется это тем, что здесь находился коптский храм.
Так называемые башни-пилоны Карнакского храма .
сходны с башнями коптских монастырей, к примеру, с башней монастыря св. Павла.
![](http://copticmasr.narod.ru/COPTIC_MY/images/1/SPM-4.jpg)
Так что весь вопрос только во времени, которое отделяет современных коптов от так называемой древнеегипетской культуры. Напомним, что к сохранившемуся наследию древнеегипетской цивилизации (если оставить с стороне пирамиды) относятся несколько десятков крупных храмов Кроме того, в Долине Царей открыто 66 гробниц. Около 200 гробниц (мастаб) находится у пирамид в Гизе. По несколько десятков мастаб обнаружено в некоторых других местах, к примеру, в Саккаре. Нет ни древнеегипетских городов, ни дворцов фараонов либо древнеегипетской знати. Маловато для трех тысяч лет древнеегипетской цивилизации. Все это, овладев технологией, можно построить буквально за одно поколение.
Мы полагаем, что это и произошло после начала быстрого развития человечества с 14 века нашей эры. Приплывшие на кораблях из Европы купцы-меркурианцы построили вдоль Нила свои храмы-фактории, в которых проводили обмен товарами с местным населением. Они же обучили коптов общей для всего человечества религии единобожия. Возможно, именно в Египте эта религия сохранилась в наиболее первозданном виде. Не говоря уже о широко распространенном в Египте «образе зверя» (см.
4.11.7 ), мы видим многочисленные изображения вершащего суд в загробном мире Осириса, что полностью совпадает с ролью пророка Исы. Слово Осирис и означает, согласно догадке Н.А. Морозова, царь Иса - Iesus rex. Из этой религии единобожия и выделился затем ислам, как религия правящего в Османской империи класса. Обращение же коптов в современное христианство произошло в 19 веке, когда власть над Египтом (с 1801 года) получила Британская империя. Вспомним, что пишет о коптах словарь Брокгауз и Ефрона: «они не любили изображать ужасные сцены мучений, которыми изобиловали Византия и особенно западное средневековье. Точно также и крест они всегда изображали без распятия".
Повторим, для того, чтобы создать все наследие «древнеегипетской цивилизации» совершенно не нужны придуманные баснописцем Геродотом 330 царей, вместе с их марширующими босиком по раскаленным пескам с палками в руках великими армиями, либо, еще хлеще, разъезжающими по тем же пескам конными колесницами.
9. Пирамида Хеопса без теодолита?
Не надо также выкручиваться из ситуации с пирамидами, которую для «древнеегипетской цивилизации» удается разрешить только при помощи инопланетных пришельцев. Совершенно несуразно выглядят сведения баснописца Геродота, что пирамиды построены из каменных 30 футовых (10 метровых) глыб. Помимо невозможности добычи и транспортировки столь гигантских камней (блоки весом в 40-50 тонн вырубались де из гранита и доставлялись на расстояние в 800 км) , такая бедная ресурсами страна, как Египет, просто не вынесла бы этого циклопического строительства.
Эту проблему решает тезис, что пирамиды построены за счет отливки блоков «по месту» из полимерного материала, по типу строительства из бетона (см. приложение
"Загадка пирамид"). Однако и это не спасает «древнеегипетское» происхождение пирамид, поскольку оказывается, что при их постройке использовались технологии, появившихся только в Новое время.
Так длины всех оснований пирамиды Хеопса отличаются друг от друга не более, чем на 20 см, при длине каждой в 230 метров. Это означает не только соблюдение длины основания с точностью до одной ее тысячной, но и соблюдение прямых углов между основаниями с точностью до одной трети градуса. С той же точностью выдержано и равенство углов боковых граней пирамиды. Ориентация оснований пирамиды по сторонам света выполнена с точностью до десятой градуса.
Каким же способом можно было выдержать столь точное соблюдение углов при длинах почти в четверть километра? Нам представляется, что это невозможно без теодолита со зрительной трубой. Когда появились теодолиты? Правильно, читатель: в 16 веке, естественно, нашей эры.
Можно было не тратить столько времени на доказательство позднего происхождения пирамид.
Выше мы писали о математиках и астрономах - членах ордена францисканцев. Однако известен большой вклад францисканцы именно в архитектуру, в частности в развитие готического стиля : «С начала XIII века в итальянскую художественную культуру входит новый компонент - готика, традиции которой сыграли большую роль в дальнейшем развитии искусства Италии и в трансформированном виде продолжали жить даже в XV веке. Как и в других западноевропейских странах, ее принципы раньше всего утвердились в архитектуре. В Италии этому содействовала строительная деятельность францисканского ордена, благодаря которому здесь получила распространение так называемая «цистерцианская готика» с ее прямоугольными планировками и скупостью архитектурных форм» (Архитектура средневековой Италии, сайт
http://www.arhitekto.ru ).
Так что строительного опыта, математических и технических знании францисканцам было не занимать. Задача сооружения пирамиды Хеопса была им по плечу.