Jun 25, 2014 20:52
- Позвольте, так ведь он же еще не кончился...
Не кончился, но если оторвать взгляд от водоворота событий, то главный итог украинского кризиса, продолжающегося по крайней мере с 2004 года следующий: стала очевидной крайняя экономическая уязвимость Европейского Союза. Опыт показал, что достаточно было затратить, по свидетельству Виктории Нуланд, на Украине в течение 20 лет каких-то 5 миллиардов долларов , чтобы создать серьезную угрозу для энергоснабжения экономики ЕС (вспомним газовые войны президента Ющенко). Пусть реальная цифра американских вложений окажется больше в 20 раз - все равно это по глобальным меркам смешные деньги. И уязвимость ЕС будет только увеличиваться.
В совсем еще недавнее время американский профессор Фукуяма прославился классическим примером попадания пальцем в небо: он заявил, что история кончилась. Однако история не кончилась - США не удалось установить свой глобальный контроль. Они перешли к тактике организации партизанских войн. Войны эти, как в случае с Украиной, легко могут быть организованы как раз на путях доставки энергоносителей. Очевидно, что обладающие собственными энергетическими ресурсами США могут диктовать Европе свои условия, угрожая перекрытием в любой момент потока нефти и газа. Сложившаяся ситуация еще больше подчеркивает очевидную вещь: а, зачем, вообще транспортировать энергоресурсы на большие расстояния? Не надежнее ли создавать производства поближе к ним? Надежнее и экономически выгоднее, даже если не брать форс-мажоры в виде войн на транзитных путях. В нынешнем информационно едином мире практически не существует преград для распространения технологий. Поэтому создание производств - это только вопрос денег. Украинский кризис демонстрирует - надежнее вкладывать эти деньги вблизи от источников энергоресурсов.
На это направлены недавние так называемые газовые соглашения между Россией и Китаем, включающие планы по развитию в Сибири и на Дальнем Востоке предприятий газохимии: производства полипропилена, полиэтилена, метанола, аммиака, карбомида.... Это уже сейчас вызывает тревогу в газохимической промышленности Зпадной Европы - она станет нерентабельной. Это один из примеров намечающейся общей тенденции. К этому российско-китайскому проекту неминуемо присоединится и Япония, которая уже подает к тому сигналы.
Ситуацию не могут не понимать инвесторы во всем мире. Все это еще больше снижает инвестиционную привлекательность Западной Европы, которая и так находится в экономическом кризисе, с крайне забюрократизированной экономикой, высокими налогами и уровнем заработной платы. При таком развитии событий вполне вероятно превращение в недалеком будущем Западной Европы в своего рода мировой Диснейленд, живущий за счет туризма из более индустриально развитых регионов планеты.
Намечающийся союз России и Китая есть принципиально важная вещь. Именно разрыв отношения с Китаем привел в общем итоге к экономическому краху СССР и его распаду. Как известно, китайский ресурс с его многомиллиардной армией крайне дешевой рабочей силы с 80-х оседлали США. За счет прибыли от него они и выиграли холодную войну. Современную ситуацию определяет доступность технологий и рост потребления энергоресурсов Китаем. Заметим, что прибыли от китайской экономики неуклонно снижаются за счет роста там заработной платы. Оценки показывают, что при сохранении современной тенденции уровень зарплат в Китае лет через 15 приблизится к европейскому. В этих условиях для конкурентноспособности Китая определяющими становятся надежность и дешевизна поставок энергоресурсов. В обмен на это возможно подключение России к использованию китайской дешевой рабочей силы.
Исходя из вышеизложенного перспективным представляется евроазиатский экономический союз ФРГ-Россия-Китай как сочетание технологий, энергоресурсов и ресурса рабочей силы. Формирующееся объединение России, Белоруссии и Казахстана является своего рода центральным пролетом подобного экономического моста.
еканомека,
палитека