"Хазарская дань" - это вторая часть книги "Хазарская полемика".
Материалы о хазарах уже были опубликованы в моем ЖЖ, теперь я их редактирую и компоную для включения в книгу.
1. Хазары - "люди русского народа"
Готы, скифы, гунны - достаточно подробно обрисованные литературные персонажи. Вопросу когда, откуда и для чего они взялись, уделено внимание в предыдущих главах "Как готы побили русские летописи" и "Геродот - изобретатель скифов".
А вот источники, касающиеся хазар, гораздо более запутаны, что указывает на гораздо большую, чем в случае скифов, готов, гуннов и прочих "кочевых империй", связь хазар с реальностью. Ведь свойство реальности - ее крайняя запутанность, в отличие от гладкости грамотных литературных произведений.
Сделаем краткий обзор сведений по хазарской истории, расположив их в порядке появления.
Упоминающий хазар труд Константина Багрянородного (Порфирогенита) "Об управлением империей" дошел до нас в единственной рукописи, которая, как и большинство "византийских" рукописей, хранится в Париже. Первое печатное издание в 1611 году (на латыни) осуществил профессор греческого языка в Лейдене Йоханнес Меурзий. Подозреваю, он все это и сочинил.
Труд "отца армянской историографии" Мовсеса Хоренаци (или Моисея Хоренского) был опубликован в 1695 году в Амстердаме. А рукописи арабских авторов, собержащие более подробные сведения о хазарах, стали "обнаруживаться" и публиковаться во второй половине 19 в.н.э.
Поэтому все вышеперичисленные источники мы считаем поздними и начнем с источников, которые стали основой нашей Повести Временных Лет (ПВЛ).
Наиболее ранним таким источником считаются "Анналы и Хроники славного королевства Польши" Яна Длугоша.
Правда, первое печатное издание "Анналов..." Длугоша появилось только в 1614 году. Однако, труд Длугоша упоминает Мацей Стрыйковский в своей "Хронике польской, литовской, жмудской и всей Руси" (1582), поэтому в данном случае можно считать, что текст Длугоша реально существовал уже в 16 веке. Вот что писал Длугош: "966 год Господень... В этом году князь Руси Святослав предпринял поход против хазар, которые и сами являются русским племенем, и войной овладел ими, и захватил их крепость Белую Вежу, и стали они платить ему дань" (кн.2).
Итак, первое, что мы узнает про хазар: они - русское племя.
Длугошу вторит Стрыйковский в "Хронике...": "Год 6463 (955)...Святослав подчинил Хазар. Прежде всего он двинулся на Хазар (Kozary) или Коссеров (Kossery), людей русского народа, которые выбились из-под его верховной власти. И захватил их главный замок, который звался Белая Вежа (Bielawiesia), а самих Хазар с их князем поразил, привел к послушанию и дань на них возложил. О чем свидетельствуют Длугош и Меховский (кн. 2, гл. 3, стр. 24).Этого похода на хазар нет в русских хрониках" (кн.4, гл.3, 158).
(Как же это нет, когда есть в ПВЛ под годом 965-м?
"В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял".
Это значит, что никаких "русских летописей" Стрыйковский в глаза не видел, что естественно, поскольку появились они только в 18 веке).
За Стрыйковским сведения про хазар почти дословно переписывает Киевский Синопсис (1674) (давая на полях ссылку на Стрыйковского и на переписанную у Стрыйковского ссылку на Меховского, у которого , однако, про поход Святослава ничего нет):
"10. О хазарах Откуда люди казары, окончательно с этим именем вошедшие в историю, в сообщениях летописцев об этом неполные. Люди эти из русских народов. Их великий князь Святослав Игоревич, когда вышли из-под власти, снова воинской силой под свою власть привел достигше и главного города их, что назывался Беловесь или Белая Вежа".
Ответ на вопрос, что значит, что хазары - русские люди, можно получить в сведениях о хазарах, которые сообщает Мацей Меховский в "Трактате о двух Сарматиях" (1517): "Глава седьмая. ... О границах владений заволжских татар. Земля...заволжских татар ограничена с востока Каспийским или Гирканским морем... К югу, по направлению к Каспийскому морю лежат горы Иберии и Альбании, которые у русских называются по имени народа Пятигорские Чиркасы ... Среди этих же гор живут газарские племена (Gazarorum gentes), которые, по словам... моравской легенды, обращены были в веру христову святыми братьями Кириллом и Мефодием, посланными императором Константинопольским Михаилом. Газары и до сих пор следуют греческой вере и обрядности. Это - воинственные люди, имеющие связи по всей Азии и в Египте; у них заволжские татары приобретают оружие".
"Русской" - в данном случае означает греческой религиозной обрядности.
"Руский = православный. Последовательно номен руский использовали жители всех восточнославянских земель в контекстах, связанных с православной верой. Едва ли не впервые встречаем такое словоупотребление у Скорины - „Біблия руска…” (1519 р.). Дальше таких контекстов становится больше: „От дн҃ѧ свт҃го Василя руского свѧта (праздника - А.П.)”; „У Гаца [священника - В.М.] пограбили … быблεю рускую…”. В памятниках российськой письменности: "А живут в том погосте крещеные лопари руские веры 6 человек". Віктор Мойсієнко "КОГО НАЗИВАЛИ ЛЮДЬМИ РУСЬКИМИ У ВЕЛИКОМУ КНЯЗІВСТВІ ЛИТОВСЬКОМУ? (ДО ІСТОРІЇ ВЖИВАННЯ ЕТНО- ТА ЛІНГВОНОМЕНА РУСЬКИЙ В УКРАЇНІСТИЦІ, БІЛОРУСИСТИЦІ ТА РУСИСТИЦІ)" (Студії з ономастики та етимології. 2017-2018, К., 2018, с. 123)).
Об греческой вере хазар говорит и "Житие Константина (Кирилла)" (XV век):
"И пришли послы κ цесарю от хазар, говоря: «Изначала признаем лишь единого Бога, который есть надо всеми. И тому поклоняемся на восток, но в ином следуем своим постыдным обычаям. Евреи же побуждают нас принять их веру и обычаи, a сарацины, с другой стороны, предлагая мир и дары многие, склоняют нас в свою веру, говоря, что их вера лучше, чем y всех народов. Поэтому посылаем κ вам, помня старую дружбу и храня любовь, ибо вы народ великий и от Бога царство держите. И спрашивая вашего совета, просим y вас человека, сведущего в книгах. Если победит он в споре евреев и сарацин, то κ вашей вере обратимся»... Сев же на корабль, направил он (Кирилл - А.П.) путь κ хазарам... Сел же вновь Философ с каганом и сказал...
И написал κ цесарю каган такое письмо: «Послал ты, владыка, такого человека, который объяснил нам христианскую веру, в словах и деяниях Святую Троицу. И поняли мы, что это истинная вера, и повелели креститься по своему желанию. Надеемся, что и мы придем к тому же. Мы же все твои друзья и сторонники твоего царства и готовы служить тебе, где захочешь»" (Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева и др., СПб., Наука, 1999, т. 2).
Но вот извлечение из книги Аль-Масуди, «Луга золота и рудники драгоценных камней": "Царь, его свита и все племя собственно хазар исповедуют иудейство, сделавшееся главенствующей религией в этом царстве ... Много иудеев приютилось у хазар и бежало туда ... из царства Рум, так как в наши дни, в 332 году, Арман, царь румский, обращал иудеев, бывших в его царстве, в христианство» (т.2, гл.17).
При этом, " большую часть населения в царстве хазар составляют мусульмане, так как из них составлено войско царя... В настоящее время из них 7000 составляют конную гвардию царя; они вооружены латами, касками и кольчугами; среди них есть вооруженные копьями, а также снабженные оружием на подобие мусульманского вооружения. У них есть и судьи мусульмане. В столице хазарского царства существует обычай, по которому у них полагается семь судей: два для мусульман; два для хазар, руководствующиеся книгою Тора; два для христиан, постанавливающее решение согласно с Евангелием, и один для славян, руссов и прочих язычников, судящий по языческим законам, т. е. на основании суждений рассудка. Когда произойдет важный случай, который судьи их не умеют рассудить, они обращаются к судьям мусульманским, представляют дело на их рассмотрение и подчиняются их решению, составленному согласно с законоположениями ислама" (там же).
(Отметим, что, несмотря на явно мифическое происхождение "арабских рукописей" с упоминаниями хазар, они могут содержать сведения, имеющие отношение к реальности, поскольку эти сведения, как мы еще покажем ниже, содержат противоречия с традиционной картиной истории, то есть вряд ли были полностью вымышлены во времена их обнародования во второй половине 19 века).
Вот еще один "арабский автор" ибн Руста (он же ибн Даста): "Царь у них прозывается Иша; верховный же государь у них - Хозар-Хакан... действительная же власть принадлежит Иша... Верховный глава их (хазар - А.П.) исповедует веру еврейскую; той же веры равным образом как Иша, так военноначальники и вельможи, которые состоят при нем; прочие же Хозары исповедуют религию, сходную с религией Турок... Главным городом у них Сарашен, рядом с которым лежит другой город, по имени Хаб-Нела ... В обоих этих городах живут мусульмане, имея мечети, имамов, муэдзинов и начальные училища ... Царь их, Иша, возложил на зажиточных и богатых из них обязанность поставлять всадников" (КНИГА ДРАГОЦЕННЫХ ОЖЕРЕЛИЙ, гл.1, 1-5).
Для того, чтобы распутать ситуацию, добавим еще два обстоятельства.
Сначала вернемся к сведениям Меховского о хазарах: "воинственные люди, имеющие связи по всей Азии и в Египте; у них заволжские татары приобретают оружие". То есть хазары - торговое племя, причем торгующее наиболее высокотехнологичным товаром - оружием.
А затем обратимся к названию хазар, которое используют польские хронисты Меховский и Стрыйковский: "Kozary albo Kossery". (Сигизмунд Герберштейн в "Московии" (1549) называет их Coseri).
Но ведь Коssery - это практически кайзеровцы. Именно Кайсар ар-Рум именовал себя османский падишах, которого у нас повелось называть султаном.
А откуда взялось слово кайсар? На его происхождение, по-видимому, впервые указал А.М. Тюрин в работе "Казары, казарии и кайсары" ( сайт chronologia.org). Тюрин приводит ряд цитат, к примеру, "Кайсара (чаще употребляется в форме кайсарийа) - склад товаров и гостиница для купцов, в которой также заключались сделки; то же, что караван-сарай" и делает вывод: "Из сведений, приведенных в цитатах прямо следует, что КАЙСАРА/КАЙСАРИЙА - это царский склад товаров или рынок".
Я же, в отличие от А.Тюрина, полагаю, что, напротив, слово кайсар произошло от кайсарийа и означает "начальник торговой фактории".
Вот что пишет энциклопедия "История архитектуры" в главе "Архитектура арабских стран":
"Сложилась развитая сеть зданий общественного назначения. Интенсивная караванная торговля вызвала строительство в городах и на путях постоялых дворов караван-сараев (фундук). Средневековые рынки (сук) образовали систему крытых улиц с мастерскими и лавками; для торговли тканями отводились особые крытые пассажи кайсария" (Том 8 : Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ-XIX вв. / Под редакцией Ю. С. Яралова, 1969, с.20).
Однако в настоящее время термин кайсария (кейсарие) применяется к рынкам в целом. К примеру: Кейсарие-базар - большой базарный комплекс, расположенный в историческом районе иранского города Исфахан; Базаре Кайсария в иракском Ирбиле; рынок Аль-Кайсария в городе Эль-Хуфуф в Саудовской Аравии. Поэтому мы полагаем, что кайсария изначально означала и просто место торговли без конкретизации товара.
Относительно корня к-с-р читаем: "Арабское слово «каусар» является описательным производным от корня «к-с-р» и переводится на русский язык как изобилие благ". Вполне подходит для торговой фактории.
(Мы полагаем, что и в Испании название Алька́сар сначала носили укрепленные купеческие фактории, после изгнания мавров ставшие замками испанской знати: Алька́сар - (исп. Alcázar от араб. القصر - «крепость», «укреплённый замок») - название крепостей или дворцов в Испании и Португалии, построенных во время правления арабов, между VIII и XIV веками).
А главой-распорядителем этой торговой фактории-кайсарии был кайсар. К примеру, кайсар Исфахана или кайсар Ирбиля. Или кайсар Константинополя, который его жители звали Роми, - кайсар-и-Рум.
Купеческая власть с выборным главой сменилась наследственной властью османского падишаха, а титул остался.
Тогда хазары-кайсары - это первоначально купцы, торговые фактории которых (кайсарийи) с возглавляющими их кайсарами образовали торговую сеть, доходящую от Константинополя по крайней мере до Кавказа - см. выше упоминание Меховского о торговле хазар оружием.
Вот что пишет Иосафат Барбаро в "Путешествии в Тану" (1543-45) : "до нынешнего дня «пико», т. е. локоть, которым меряют [ткани] в Тане (итальянская фактория в устье Дона - А.П.), по всем этим местам называется «газарским локтем»" (Путешествие в Тану, 45). То есть хазары торговали не только оружием, но и тканями.
Итак, если хазары - это торговое сообщество ("племя"), в основном базирующееся в Константинополе, то все сразу встает на свои места.
Традиционная история излагает события, происходившие в Константинополе в 15 - 16 вв. в следующем виде.
В торговой деятельности Константинополя изначально доминировала община грекоязычных евреев-романиотов, которые прозывались грегосами. В 1453 году к власти в Константинополе приходят османские падишахи, который принесли с собой религию ислама. Османами создается система тимаров, то есть жалованных земельных участков, владельцы которых - тимариты - обязаны участвовать в военных походах с отрядом, формируемым за счет доходов с тимара. Из тимаритов состояла османская конница.
После изгнания евреев из Испании в 1492 году в Константинополь перебирается значительная часть изгнанников-сефардов. Евреи-сефарды приносят с собой передовые технологии, в том числе военные. Они сменяют романиотов на ведущих торговых и финансовых позициях в Османской империи. Романиоты частично ассимилируются, частично эмигрируют в Западную Европу. Немусульманское население Османской империи разделяется на три общины - миллета, главы которых находятся в Константинополе и подчинены падишаху: руми-миллет с греческой верой и греческим патриархом во главе, яхуди-миллет (или еврейский миллет), во главе которого стоял Хахам Баши Константинополя, он же главный раввин, он же каган (первосвященник) и эрмени - миллет (армянский миллет) во главе с армянским патриархом.
Мы усматриваем здесь прямые соответствия с арабскими сведениями о хазарах. Царь Иша из текста ибн Русты соответствует османскому падишаху. Конная гвардия царя, которую поставляют зажиточные и богатые - это тимариты. Хазары живут среди мусульман. Хазар-иудеев судят хазарские судьи, христиан - христианские, но верховный суд осуществляют судьи мусульманские, глава же хазар хакан-каган, исповедующий иудейскую веру, подчинен царю-падишаху - это система миллетов в явном виде. Под хазарами арабские авторы подразумевают купцов-сефардов, входящих в еврейский миллет.
Отчего же польские авторы пишут, что хазары - греческой веры? Оттого, что они уже пишут о т.н. фанариотах из руми-миллета. Причем в "Краткой истории греков" мы обосновали тезис, что фанариоты - это ипостась прежних романиотов.