Традиционная история состоит из набора идиотизмов, и все это идиотизмы опасные. Все они писаны по политическим заказам, начиная с эпохи, когда в Реформацию появились абсолютистские монархические династии и у человечества были отобраны все основные права и свободы. Идиотизмы эти все без исключения состряпаны по принципу "разделяй и властвуй".
Или кто-то думает, что история писалась, чтобы "поведать потомкам правду"? Если кто вдруг так думает, то можно напомнить ему советскую историографию 20 века, когда вдруг "оказался наш отец не отцом, а сукою". Не будем сейчас обсуждать, какая из двух концепций была вернее: вышеуказанная или об "отце народов великом Сталине". Очевидно, что обе они были созданы, исходя из политических заказов, а историки выполнили эти политические заказы на раз-два.
А, может, чистую правду писал Карамзин? Первоначально согласовавший с государем императором общую концепцию, а затем излагая ее в расширенном виде за получаемое от государя желование? Представьте, что вы - директор фирмы. И вот ваш подчиненный будет везде писать, что фирма ваша и ее продукция - полное дерьмо. Конечно, вы станете платить ему премии и продвигать по службе. Нет? А только если он напишет, что, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру и грозившие фирме смертельные опасности, мудрое руководство со стороны блестящей плеяды потомственных генеральных директоров вывело фирму к успеху и процветанию? Ну вот так и в случае Карамзина.
Ну да это все была присказка
Сказка - Великий шелковый путь. Сказка эта, на первый взгляд, просто смехотворная. Какой-такой шелк экспортировал очень Древний Китай? Шелковую ткань? Для производства ткани нужен ткацкий станок. Чтобы его сделать, нужны инструменты из металла. Китай встретил 20 век с деревянными палочками для еды - металлические вилка и ложка были привозной недосягаемой для простонародья роскошью. Во время Большого Скачка (1958-60 гг.) в Китае внедрялись домны того типа, которые были освоены в Западной Европе в 13-15 вв. н.э. Без этих домн выплавка металла , пригодного для производство металлических орудий, невозможна.
Добавим, что никаких старых разработок металлических руд в Китае обнаружено не было, равно и как никаких "старых" китайских шелковых изделий до нас не дошло. (Китайские археологи повадились обнаруживать шелковые изделия в "древних" захоронениях. Но отчего подобные древности не сохранились в китайских императорских дворцах и т.п.? Шелкоделание в Китае "очень давно" было, но потом куда-то пропало? Ну сколько уже можно рассказывать подобную белиберду!)
Может, Китай поставлял на экспорт шелковую нить? А кому? У кого в этих безжизненных пустынях, по которым якобы проходил Великий шелковый путь были ткацкие станки? Шелковую нить везли из Китая в Европу? Тут уже идиотами выглядят европейцы. В той же Испании в мавританский период шелководством занимались на всем Средиземноморском побережье: от Каталонии до Андалусии. Зачем же было тащить этот шелк из самого Китая? Причем Испания славилась своими изысканными шелковыми изделиями. Кстати, до нас эти мавританские шелковые изделия дошли в виде церковных покровов и одеяний, от которых католики не отказались.
Но все это дураковаляние про Великий шелковый перестает быть забавным, если мы вспомним, когда эта байка появилась на свет. Отцом ее называют немецкого историка и географа Фердинанда фон Рихтговена, употребившего термин в 1877 году в книге "Китай. Результаты собственных путешествий». И это не случайно. Германия и Великобритания продвигали миф об арийской цивилизации, предшествовавшей иудео-христианской, т.е. римской, изобретались очень Древние Ассирия, Вавилон и прочие хетты с шумерами.
Готовились уничтожение католической Австро-Венгрии, битва за колонии и дранг нах остен.
"По контрасту со скупыми и далеко не полностью исследованными данными о реальном Шелковом пути то идеологическое истолкование, которое данное явление уже успело получить и продолжает получать во все возрастающих масштабах, выглядит мало уместным. Прежде всего, следует иметь в виду, что данное название сети маршрутов - т.е., не столько проторенных дорог, сколько направлений движения - было дано в 1877 г. Фердинандом фон Рихтгофеном, которому было поручено разработать проект железной дороги, которая бы связала богатый углем Шаньдун с Германией, нуждавшейся в данном товаре стратегического значения. Таким образом, колониальный проект вызвал к жизни идею, которая затем начала формировать образ прошлого - в 1936 г. вышла одноименная книга (шведа - А.П.) Свена Гедина, закрепившая это, вполне произвольное, наименование" (Демидов К.Б., 2020. 03. 001, Хансен В. Шёлковый путь: новая история. Hansen V. Silk road. A new history. - Oxford: Oxford University Press, 2015. - 304 p, Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика: Реферативный журнал, 2020).
"Выход в 1936 г. книги Гедина под названием «Шёлковый путь» ... способствовал стремительному распространению (этого - А.П.) понятия в мире", при этом "начиная примерно со времени Первой мировой войны Гедин стал склоняться к идеологии немецких националистов. Несмотря на замалчивание фактов его тесных связей с национал-социалистическим движением в официальной шведской историографии, современные исследования показывают всю неприглядную очевидность его политических предпочтений. Например, являясь личным другом Гитлера, на церемонии открытия олимпиады 1936 г. в Берлине (в год выхода книги «Шёлковый путь» в Германии) С. Гедин выступал в поддержку национал-социалистического движения" (Ся Шуан, Халмакшинова С.Р., КОНЦЕПЦИЯ ШЁЛКОВОГО ПУТИ В XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА, Международный научно-исследовательский журнал.- 2021. - №8 (110)).
Но какая связь между Великим шелковым путем и арийцами? Логическая цепочка тут нехитрая.
"Предводителем мидян был Тигран из [рода] Ахеменидов. В древности все называли их ариями" (Геродот, История, 7, 62).
Следом появляется Царская дорога: "Тем временем Ксеркс отправил в Персию гонца с вестью о поражении. Нет на свете ничего быстрее этих гонцов: так умно у персов устроена почтовая служба! Рассказывают, что на протяжении всего пути у них расставлены лошади и люди, так что на каждый день пути приходится особая лошадь и человек. Ни снег, ни ливень, ни зной, ни даже ночная пора не могут помешать каждому всаднику проскакать во весь опор назначенный отрезок пути. Первый гонец передает известие второму, а тот третьему. И так весть переходит из рук в руки, пока не достигнет цели, подобно факелам на празднике у эллинов в честь Гефеста. Эту конную почту персы называют «ангарейон» (ἀγγαρεῖον (от перс. «хангар») означает «царский курьер»)" (там же, 8, 98).
Считается, что протяженность Царской дороги составляла от 2-х до 3-х тысяч километров, а "на востоке она практически сливается с Шёлковым путём".
С мифической державой Ахеменидов покончил мифический Александр Македонский, но в начале 3 в.н.э. Иран, то есть страну ариев, якобы возродила династия Сасанидов. При этом "международная торговля сохраняла при Сасанидах огромное значение. Важнейшие пути, пересекавшие Иран, сложились в основном к началу 1 в. н.э. Ответвление "царской дороги" от Герата (ныне в Афганистане) шло на север, к Мерву, и далее в Самарканд, где этот путь, вероятно, сливался с Шелковым путем из Китая по оазисам Восточного Туркестана. Район Малой Азии и Сирии связывались с Шелковым путем сухопутной дорогой вдоль Евфрата, выводившей к гаваням Персидского залива, или древней караванной дорогой из Сирии через Иран" (сайт Хронос, Государство Сасанидов).
Таким образом, выходило, что древние арийцы, если и не создали целиком весь Великий шелковый путь, то в течение веков контролировали его центральный участок, проходивший по территории их империй. Естественно, что арийские народы англичан и германцев имеют полное право возобновить свой контроль над Великим арийским шелковым путем, внесшим определяющий вклад в развитие человеческой цивилизации.
В последнее время Великий шелковый путь пригодился для культивирования тюркского начионализма.
"Интеллектуалы тюркского происхождения" не упустили "возможность приобщиться к «арийскому наследию» ираноязычных кочевников раннего железного века... Для туркмен, казахов и узбеков обретение арийского прошлого означает, прежде всего, утверждение своего статуса как «коренного народа» и, следовательно, легитимизирует их право на строительство своего государства на территории, представляющейся «древней прародиной». Кроме того, «арийское родство» предоставляет тюркским народам почетное место в древней истории и уравнивает их с европейцами, помогая освободиться от комплекса ущербности. В частности, это открывает возможность приобщения через арийцев к славе древних цивилизаций. Ценным представляется и воинственный дух арийцев, прививающий людям чувство патриотизма и готовность защищать родину от внешних врагов. Большое значение придается и высоким моральным идеалам арийцев, их «духовной чистоте»" (В. А. Шнирельман, АРИЙЦЫ ИЛИ ТЮРКИ? БОРЬБА ЗА ПРЕДКОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ, Политическая концептология № 4, 2009г.). Тут пригодился очередной миф о Тюркском каганате: "В V-VIII веках Великий Шелковый Путь достигает своего наивысшего расцвета. В это время, во второй половине VI века тюркоязычные племена народов Алтая объединились с народами Семиречья и Центральной Азии в Тюркский каганат, который впервые в истории объединяет в рамках одного государства практически весь ареал Евразийских степей, а так же области древних оседлых цивилизаций - Согд и Бухару, которые являлись ключевыми точками на трассе Великого шелкового пути. Таким образом, тюрки начинают контролировать значительный объем международной торговли и играть важную роль в обеспечении безопасности торговых путей от Китая до Рима и Средиземноморья. Византия и Китай - основные торговые партнеры каганата" (Е. Докашева, Великий шелковый путь. Полная история,М., Аст, 2020, гл.8).
Немалую роль в раздувании мифа о Тюркском каганате сыграло дураковаляние Льва Гумилева, который объяснял свои писания о "древних тюрках" политической целесообразностью: "Степные народы Евразии защищали свою страну от многочисленных безжалостных китайцев... оформил диссертацию в книгу «Древние тюрки», которую напечатали потому, что нужно было возражать против территориальных притязаний Китая, и как таковая моя книга сыграла решающую роль" (Л.Гумилев, Автонекролог).
ч.2