Библейская география: от Гибралтара до Константинополя, ч.5

Apr 14, 2024 19:34


Царства Израильское и Иудейское как купеческие республики
- Позвольте, - скажет читатель, - там же Царства, а тут республика. Какая связь?!
Напомним: мы полагаем, что все генеалогии царствующих династий писались в эпоху Реформации при дворах соответствующих монархов для обоснования законности и извечности их системы власти.  Поэтому и  история человечества начиналась с появления царей.
К примеру, когда  при Габсбургах писалась история Древнего Рима, чтобы вывести их династию от Юлия Цезаря, то все помнили, что власть повсюду еще недавно была выборной.  Поэтому пришлось придумать первоначальный царский период, после которого власть долгое время была выборной, а уж затем перешла к императорам.
Вот и в ветхозаветной истории Сынов Израиля после выборной власти Судей приходит-де  время царей, которое продолжается до исчезновения Царств.
Теперь рассмотрим подробнее, что представляла собой эта царская власть в ветхозаветных Иудее и Израиле.
Собственно, цари существуют только в  переводах, в тексте на иврите стоит "мелик", то есть просто правитель, без указания  на характер этой власти. Мы  далее будем, в основном, использовать слово "царь", помня, однако, что в оригинале его нет.
Сравним меликов  Иудеи и Израиля с т.н. подестами (от лат. potestas - власть) итальянских и далматинских городов.
"ПОДЕ́СТА́ (итал. podestà, от лат. potestas - власть), выс­шая су­деб­ная и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная долж­ность в ря­де го­ро­дов Сев. и Центр. Ита­лии в 12-16 вв. Ино­гда в до­ку­мен­тах П. име­но­вал­ся «пра­ви­те­лем го­ро­да» (лат. rector civitatis). В 1150-е гг. П. поя­ви­лись в Бо­ло­нье, Сие­не, Арец­цо, Пис­тое, Фер­ра­ре, Имо­ле, Ред­жо, Фа­эн­це, позд­нее - во мно­гих др. гор. ком­му­нах Ита­лии. В кон. 12 - нач. 13 вв. П. как еди­но­лич­ная выс­шая ма­ги­ст­ра­ту­ра за­ме­нил со­бой кол­ле­гии кон­су­лов. П. из­би­ра­лись на срок от 6 мес до 2 лет Боль­шим со­ве­том ком­му­ны ли­бо спе­ци­аль­но упол­но­мо­чен­ным на то её ор­га­ном, напр. ко­мис­си­ей «муд­рых» (sapientes)... Гл. за­да­ча П. - осу­ще­ст­в­ле­ние в го­ро­де бес­при­стра­ст­но­го пра­во­су­дия. П. так­же яв­лял­ся выс­шим ор­га­ном адм. вла­сти, ко­ман­дую­щим вой­ска­ми ком­му­ны, пред­став­лял её во внеш­них сно­ше­ни­ях" (Большая российская энциклопедия 2004-2017, Подеста).
При этом  "правители города" тесно взаимодействовали с советами комунн и со временем объем полномочий менялся в сторону советов.  "Уже в сер. 13 в. ... в ря­де го­ро­дов (Фло­рен­ция, Бо­ло­нья, Сие­на) власть П. бы­ла ог­ра­ни­че­на ...С те­че­ни­ем вре­ме­ни за П. со­хра­ни­лись поч­ти ис­клю­чи­тель­но су­деб­ные функ­ции, а в нач. 16 в. они пе­ре­шли к кол­ле­ги­ям су­дей" (там же).
Перейдем к непосредственному сравнению.
"Избранным на долж­ность  подесты мог быть толь­ко под­дан­ный др. го­ро­да" (там же).
Первым же царем Израильским, воцарившимся в Сихеме, стал "призванный" Иеровоам, Ефремлянин из Цареды:
"Пошел Ровоам в Сихем, ибо в Сихем пришли все Израильтяне, чтобы воцарить его.
И услышал о том Иеровоам, сын Наватов, когда находился еще в Египте, куда убежал от царя Соломона, и возвратился Иеровоам из Египта; и послали за ним и призвали его...
И отложился Израиль от дома Давидова до сего дня.
Когда услышали все Израильтяне, что Иеровоам возвратился, то послали и призвали его в собрание, и воцарили его над всеми Израильтянами. За домом Давидовым не осталось никого, кроме колена Иудина [и Вениаминова]" (3 Цар 12: 1-3, 19,20).
Обратимся теперь к устройству религиозной власти в Венецианской республике.
"Сенат «республики Святого Марка» сам назначал своих патриархов - именно так с конца VI века до наших дней титулуются правящие епископы венецианских пределов... обратной стороной этой независимости стала зависимость ... от светских властей. Государство вмешивалось в пастырские вопросы, назначало епископов и священников. Получился своеобразный вариант теократии, закрепленный официально после строительства базилики Святого Марка. Святой апостол был объявлен «главой государства», «правящим» вместе с дожем. После падения Константинополя эта доктрина становится официальной. В результате дож... имел полномочия преподавать народу «торжественное благословение» в дни больших праздников - оно преподавалось с «перголы», особой кафедры в базилике Святого Марка. А сама базилика была домовой церковью дожа, и ее клирики находились в подчинении не епископа, а именно «наместника святого Марка""(В. Михайлова, А.Ястребов, "Сначала венецианцы, потом - христиане", "Фома", № 2 (94) февраль 2011).

(Напомним, религиозной, судебной, военной и хозяйственной властью обладал  Великий магистр Немецкого ордена, суннитский  калиф, а также  настоятели русских монастырей. До Реформации это была всеобщая модель власти).
Религиозными владыками  были и Иудейские и Израильские цари.
"И установил Иеровоам праздник...  подобный тому празднику, какой был в Иудее, и приносил жертвы на жертвеннике" (3-я Цар 12:32).
"И поставил Езекия череды священников и левитов, по их распределению, каждого при деле своем, священническом или левитском, при всесожжении и при жертвах мирных, для службы, для хваления и славословия, у ворот дома Господня. И определил царь часть из имущества своего на всесожжения: на всесожжения утренние и вечерние, и на всесожжения в субботы и в новомесячия, и в праздники, как написано в законе Господнем. И повелел он народу, живущему в Иерусалиме, давать определенное содержание священникам и левитам, чтоб они были ревностны в законе Господнем" (2Пар.31:2-4).
"послал царь Шафана,  в дом Господень, сказав: пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро, принесённое в дом Господень... и пусть отдадут его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии пусть раздают его работающим в доме Господнем, на исправление повреждений дома,  плотникам и каменщикам, и делателям стен, и на покупку дерев и тёсаных камней для исправления дома; впрочем, не требовать у них отчёта в серебре, переданном в руки их, потому что они поступают честно" (4 Цар 22: 3-7).
Устройство судебной власти в Иудейском царстве  мы сравним  с устройством судебной власти в еще одной купеческой республике - Ватикане.
(В книге "Год 1492-й..." мы подробно писали о папском государстве. В частности: "в целом, ... римские папы в 15 веке и первой половине 16 века были представителями торгово-финансовых ...  структур с ... выборной властью - без разделения на духовную и светскую. За власть в Ватикане соперничали представители торговых кланов ведущих итальянских городов" (гл. 11, 1)).
Итак, "органом судебной власти папы была «Сакра Романа Рота» («Святая Римская империя»)... «Сакра Романа Рота» выполняла функцию верховного апелляционного суда папы. (Сюда можно было обращаться как в конечную инстанцию с апелляцией против приговора, вынесенного епископами, архиепископами)" (Гергей Е., История папства, М., Республика, 1996, Создание папской бюрократии).
Епископы в папском государстве были губернаторами тех или иных его частей.
Им, явно, соответствуют иудейские "судьи на земле", над которыми стоял "суд Господен" из иерусалимских "левитов и священников":
"Иосафат, царь Иудейский... поставил судей на земле по всем укреплённым городам Иудеи в каждом городе... в Иерусалиме приставил ...  из левитов и священников и глав поколений... - к суду Господню и к тяжбам... И дал им повеление... во всяком деле спорном, какое поступит к вам от братьев ваших, живущих в городах своих, о кровопролитии ли, или о законе, заповеди, уставах и обрядах, наставляйте их"  (2 Пар 19:8-11).
Для принятия решения о военном походе в Израиле собирается коллегия  "пророков":
" И собрал царь Израильский пророков, около четырёхсот человек, и сказал им: идти ли мне войною на Рамоф Галаадский, или нет?" (3-я Цар 22:6).
Вспомним венецианский Большой совет, состоявший до 1300 года из 480 знатных граждан. Не правда ли, это  - "около четырехсот", сколько и было Израильских пророков.
(Кстати, слово "наби" вернее было переводить с иврита не как "пророк", а как "вестник", посколько именно "весть"  означает в арабском  корень этого слова. У него также есть значение "возвышаться", что, согласитесь, хорошо подходит для обозначения знати).
"Совет являлся уголовным и гражданским судом, обладал высшей властью в решении экономических и финансовых вопросов" (Жан-Клод Оке, Средневековая Венеция, Вече, 2006, I). Окружение венецианского дожа "составляли судьи и мудрецы (sapientes)" (там же). А в Израиле и Иудее окружение мелика составляли судьи и пророки.
А вот "собрание Израильтян" и совет старцев обсуждают с царем снижение повинностей:"все собрание Израильтян пришли и говорили [царю] Ровоаму и сказали: отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе... Царь Ровоам советовался со старцами" (3Цар 12:3-6).
Таким образом, устройство власти Иудейского и Израильского царств хорошо совпадает с устройством власти купеческих республик Средиземноморья.
Могут возразить: - В ветхозаветных царствах власть передавалась по наследству.
Далеко не во всех случаях: вслед за Саулом власть получил не его сын, а Давид, которого "помазал на царство" Судья Самуил, а во времена разделения Царств  и в Иудее, и в Израиле один за другим совершаются государственные перевороты, прерывающие династии.
Причем часто мы читаем именно о выборе на царство:
- вспомним первого Израильского правителя:
"когда услышали все Израильтяне, что Иеровоам возвратился, то послали и призвали его в собрание, и воцарили его над всеми Израильтянами" (3 Цар 12:19,20).
- "все Израильтяне воцарили Амврия, военачальника" (3Цар 16:16), "тогда разделился народ Израильский надвое: половина народа стояла за Фамния, сына Гонафова, чтобы воцарить его, а половина за Амврия" (3Цар.16:21)
- "Елисей пророк призвал одного из сынов пророческих и сказал ему: опояшь чресла твои, и возьми сей сосуд с елеем в руку твою, и пойди в Рамоф Галаадский.
Придя туда, отыщи там Ииуя, сына Иосафата, сына Намессиева...
и возьми сосуд с елеем, и вылей на голову его, и скажи: «так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем»... и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй!" (4Цар 9: 1-3, 13).
В целом, эти совпадения как в общем характере  власти, так и в деталях ее устройства,  указывают на то, что купеческие республики и ветхозаветные царства принадлежат к одной и той же эпохе - 14 - 16 вв. н.э. . Ведь государственное устройство - такая же технология, как и все остальные. Работать она может только при достаточном уровне развития цивилизации. В том числе, при достаточном уровне свободных ресурсов, которые можно потратить на  функционированние системы управления. 
Купеческие республики Средиземноморья такого уровня достигли и такой ресурс накопили, располагаясь в крайне благоприятных географических условиях - как с точки зрения климата, так и наличия полезных ископаемых и путей сообщения. Поскольку мы предполагаем, что человечество развивается непрерывно и поступательно, то до купеческих республик  столь сложная и затратная система управления существовать не могла. Более того, не могла она появиться в более ранний период в регионах, неблагоприятных для развития цивилизации - таких, как современная Палестина, междуречье Тигра и Евфрата или Египет.

Библейская география, Пророки

Previous post Next post
Up