Библейская география: от Гибралтара до Константинополя, часть 1

Mar 03, 2024 18:33

Друзья, я не довел до конца свои заметки об Иудее в Провансе, в частности об Авиньонском пленении пап.
Возможно, допишу в ближайшее время (или они уже войдут в эту книгу).
Пока же приступил к написанию книги "Библейская география", куда должны войти все мои прежние заметки о Провансе.

Книга является продолжением монографии  А. Пустогарова "Год 1492-й: конец света или начало истории?" (2017). Автор показывает, что место действия ветхозаветных Книг Царств и Книг Пророков - французский Прованс. А описывают они Религиозные войны, которые, согласно традиционной истории, происходили с 13 по 17 вв. н.э., а также Итальянские войны (1494-1559).
Разделению Царства на Израиль и Иудею соответствует Авиньонское пленение пап.

1.
В священных книгах человечества Ветхом Завете и Коране не содержится указаний на то, в какое время происходят описанные в этих книгах  события.
(Следует сразу заметить, что в Коране самый  большой объем среди всех описанных событий занимает
Исход сынов Исраила-Израиля под предводительством Мусы-Моисея. Содержатся в Коране также истории  о царях Дауде-Давиде и Сулеймане-Соломоне).
Не содержат священные книги и явных указаний на то, где происходят описанные события.
Общепринятыми в наше время являются достаточно поздние интепретации
Мы полагаем, что они были внедрены после 1683 года, когда войска Османской империи фактически взяли столицу Австрийской империи - Вену. После этого императорам Габсбургам пришлось пойти на мировую во многих сферах, в том числе идеологической.
Сотрясавшие совсем недавно Европу события, описанные в священных книгах, были "отодвинуты" в глубокое прошлое и в малонаселенный регион, совпадающий с современными Палестиной и Израилем.
Уберите эти события из мировой истории, и в ней почти ничего не изменится.

- Но позвольте, - скажет читатель, - как это Ветхий Завет не содержит явных указаний на то, где происходят описанные в нем события? Ведь Моисей вывел сынов Израилевых из Египта.

Дело в том, что в Ветхом Завете на иврите нет никакого Египта. Там стоит слово "Мицраим", что переводится как "теснины", "ущелья". Согласитесь, мало подходит к современному Египту. Нет в ветхозаветных описаниях Мицраима ни пирамид, ни крокодилов, которые сразу указали бы нам на место действия.

- Зато есть фараон, - скажет читатель.

В  Ветхом Завете он назван «паро». Считается, что он него и произошло греческое «фараон», которое теперь связывается с Древним Египтом. Так что это явный порочный круг - слово фараон взялось из Торы, мы теперь считаем, что оно относится к Древнему Египту,  значит,  в Торе описан  древнеегипетский фараон. Заметим, что египтологи не нашли в своих иероглифах ничего более подходящего по звучанию  к этому «паро», чем «пераа», что  означает «большой дом».  Если считать доказательством рассуждение «Ну не в маленьком же доме жить фараону!», то тогда все доказано.

Мы, напротив, полагаем, что священные книги описывают события, ключевые для истории человечества. Оттого человечество их сохранило, оттого и называет священными.

В  вышедщем в 1924-32 гг. семитомном труде "Христос", посвященном пересмотру традиционной истории и имевшем подзаголовок "История человеческой культуры в естественно-научном освещении", Николай Александрович Морозов(1854-1946) писал:
«Основная задача этой моей большой работы была: согласовать исторические науки с естествознанием и обнаружить общие законы психического развития человечества на основе эволюции его материальной культуры, в основе которой, в свою очередь, лежит постепенное усовершенствование орудий умственной и физической деятельности людей».

Наш подход основывается на идеях  Н.А. Морозова.
Мы полагаем, что настоящая история - это история развития технологий. Причем технологии мы понимаем в широком смысле, относя к ним религию, искусство, государственное устройство.
Технологии развиваются непрерывно, от простого к сложному, в том числе за счет синтеза уже существующих.
Для развития промышленных технологий требуются подходящие природные условия: месторождения металлов, леса, транспортные пути в виде рек. Для функционирования государства  нужны как развитые промышленные технологии, в частности позволяющие изготовлять оружие, так и запасы продовольствия для армии и административного аппарата.
Поэтому совершенно естественным представляется нам тезис:
новые технологии возникают в местах, обладающих необходимыми природными условиями. Такими регионами были Иберийский полуостров и среднее течение Дуная. Из передовых регионов технологии распространяются по миру. Страны же, не обладающие природными ресурсами, до наших дней влачат жалкое существование, как, скажем, Ирак или Египет.

На территории современного Израиля не обнаружено следов разработок металлических руд. Нет там ни лесов, ни судоходных рек.
Вот что писал  Н.А.Морозов: «Мелкое дно на всем побережье не позволяет кораблям подходить близко к берегу и это обстоятельство совершенно устраняет даже мысль о возможности существования здесь в прошлом какого-либо центра мореходства и неизбежно соединявшегося с ним в прежние времена, хотя бы и второстепенного центра влиятельной, передовой культуры… На всем Сирийском побережье только Хайфа является после Бейрута удобной гаванью… Мы видим, что все эти местечки развились не как самостоятельные центры богатой местной экономической жизни, а как места остановок для караванов, направляющихся из богатой долины Нила к северу в Анатолию… Плодородной Палестина никогда не была… Минералами Палестина бедна, и в ней едва ли когда добывались металлы» (Н. А. Морозов, Силы земли и неба, М., Крафт+, 2003, Эпилог, гл. 2).

По причине крайней скудости всех ресурсов на этой территории никак не могли существовать государства с вооруженными металлическим оружием армиями.

Более того, вот что сказано у пророка Иеремии:
"известите Иерусалим, что идут из дальней страны осаждающие и криками своими оглашают города Иудеи... От шума всадников и стрелков разбегутся все города: они уйдут в густые леса"
(Иеремия, 4:16,29).

Это что же за густые леса на территории современного Израиля? Его территория, в основном, представляет собой каменистые пустыни.

А вот что сказано у иудейского пророка Иоиля:
"пришёл на землю Мою народ сильный и бесчисленный... Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле,
засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли" (Иоиль, 1:6,11,12).В современном Израиле сельское хозяйство ведется за счет систем полива, требующих большого расхода электроэнергии, которые, естественно, отсутствовали в прошлом. Поэтому фантастикой выглядят слова Иоиля о произрастающих в Иудее сельхозкультурах.

Читатель может возразить: - Ну так прошло много времени, климат изменился...

Во-первых, нет никаких научных данных о подобном изменении климата в том регионе за последние три с половиной тысячи лет.
Во-вторых, в книгах Царств и книгах Пророков ярко описаны бедствия, которые Господь Бог насылает на Израиль и Иудею из-за впадения в идолопоклонство. Если бы произошло изменение климата, еврейская религиозная литература с большим удовольствием рассказывала о подобной каре Всевышнего.
Но ничего похожего мы не встречаем.

Да и так ли давно происходили описанные в Ветхом Завете события?

Об их времени говорит уровень описаных технологий.

Начнем с кирпича: "И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней (Быт 11:3); "исправь печь для обжигания кирпичей" (Наум, 3:14).

Конечно, из кирпича построены-де  древний Рим, Вавилон и т.д. В том числе их крепостные стены. Но вот какая странность. Человечество вдруг напрочь забыло технологию производства кирпича, а ведь фортификация - это вопрос жизни и смерти.
Вот что известно о фортификационных сооружениях каролингской эпохи (VIII-IX в.н.э.):
«…дворцы... знати и короля, имели … защитные укрепления. Постройки располагались на территории ... окруженной земляным валом и рвом, иногда усиленных сооружением из балок, кольев, плетней» (Ф. Контамина Война в Средние века  СПб, Ювента, 2001, стр.55).
«В  X-XI вв. появился новый тип укреплений». И какой же?
А вот какой: «С характерным холмом или возвышением в форме усеченного конуса… У основания холма находился ров, на вершине - бревенчатый частокол… Существует следующее классическое описание укрепленного холма во Фландрии: «В обычае у самых богатых и благородных людей округи … возводить, насыпая землю, холм такой высоты, на какую они способны; вырывать вокруг него ров - как можно более широкий и глубокий; укреплять этот холм по границе всей площадки на вершине частоколом из очень тесно пригнанных брусьев  в виде стены…» (там же, с.56).
Почему же не пришло в голову построить из кирпича обнесенный кирпичной  стеной донжон?    Ведь в Риме,  как нас уверяют, давно уже стояли кирпичные стены   императора Аврелиана с кирпичными же башнями.  Ответ, по-моему, очевиден. Не были в XI веке освоены такие технологии. Никто о них и  не слыхивал. А вот как только появились, все  сразу прекратили  холмы насыпать и стали строить кирпичные стены. Да и, вообще, все из кирпича. И так везде, вплоть до появления мощной артиллерии.
Когда появились эти технологии?  «В XV веке во всей Европе строители перешли на кирпич» (Всеобщая история архитектуры, т. 3, 1966,с. 195.).

Итак, Ветхий Завет описывает строительные технологии, появившиеся не ранее 15 в.н.э.

А вот ветхозаветные упоминания технологий металлургических:
"взял Господь и вывел вас из печи железной" (Втор 4:20);
"ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья" (Иов 40:13).

Металлургические технологии в Европе тоже якобы напрочь забыли, а ведь это еще более острый вопрос жизни и смерти, чем фортификация, поскольку речь идет о производстве оружия.
До XIII в.н.э. в Европе в ходу были сыродутные горны, в которых получалось кричное железо, не пригодное, как показывают современные эксперименты (Колчин Б.А., Круг О.Ю. Физическое моделирование сыродутного процесса произого процесса производства железа, в сб. Археология и естественные науки - Наука, 1965, с.196-215.), для создания оружия и эффективных орудий труда. В конце XIII в. на смену, как их прямое развитие, пришли штукофены, позволявшие выплавлять из руды пригодное для ковки железо.

Таким образом, железные прутья, о которых упоминает книга Иова, могли появиться не ранее XIV в.н.э.

Авторы Ветхого Завета обращаются к аудитории, которая хорошо разбирается в обработке металлов. Тут мы снова задаемся вопросом: откуда такая аудитория могла взяться  в лишенном металлов регионе современной Палестины?

Вот у Иеремии:
"Все они - упорные отступники, живут клеветою; это медь и железо, - все они развратители. Раздувальный мех обгорел, свинец истлел от огня: плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились; отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их" (6:28-30).

То есть Иеремия знает, что контакт с медью сильно ускоряет коррозию железа - см. первую часть его фразы: "это медь и железо, - все они развратители".

(На латыни будет "Aes et ferrum, omnia isti corrumpunt".
Коррупция на латыни - это прежде всего порча, разложение в буквальном смысле. То же и в иврите: соответственное מַשְׁחִיתִים - это и разрушители. Иеремия использует здесь игру слов, понятную для людей, хорошо знакомых со свойствами металлов).

Во второй части фразы Иеремии явно описан процесс купеляции серебра:
"в металлургии купеляция - операция выделения благородных металлов из серебристого свинца - осуществляется в пламенных печах при температуре около 1000°С. Под действием кислорода дутья свинец и неблагородные металлы окисляются. Смесь окислов, в которой преобладает свинцовый глёт PbO, в жидком виде непрерывно стекает с поверхности расплава в приёмный сосуд. На поду печи получают золото-серебряный сплав, содержащий иногда платиновые металлы" (БСЭ, 1969-1978, Купеляция).
Знает о купеляции и ветхозаветный пророк Малахия: Господь "сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде" (Мал 3:3).
Температура около 1000 градусов, нужная для купеляции, это предельная температура, которую могут дать самые "жаркие" дрова - бук и граб.
Таких дров в Палестине не сыщещь, как говорится, днем с огнем.

Возвращаемся к времени написания Ветхого Завета

"Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их" (Иер 17:1).
Итак, алмазное острие.
"В 1456 г. в Брюгге впервые применен для огранки алмазов алмазный порошок" (Энциклопедия Кирилла и Мефодия, Огранка). Соответственно, "первые попытки полировки кристаллов алмаза были осуществлены в начале XVI в. в Европе. Неровные поверхности кристалла как бы выравнивались, и таким образом достигалась более высокая прозрачность камня. При этом вершины кристалла становились более острыми, а потому первые обработанные алмазы получили название «острый камень» или «островершинный камень» (point stone)"

Выходит, Иеремия произносил свои проповеди не ранее 16 в.н.э.

Библейская география, Пророки

Previous post Next post
Up