Обры и дулебы как меркурианцы и аполлонийцы

Feb 24, 2023 20:25

В книге "Год 1492-й..." мы обосновывали тезис:
ветхозаветные Сыны Израилевы или евреи - это в период до 16 в.н.э. не этническая, а социальная группа, т.е. купцы-предприниматели, представители глобальной торговой структуры. Вслед за Юрием Слезкиным мы для удобства именовали их меркурианцами, в противоположность "местным", с которыми меркурианцы вели свою торговлю. "Местных" вслед за Слезкиным мы называли аполлонийцами.

С этой точки зрения взглянем на следующее место из Повести Временных Лет:
"В си же времена быша и обре, иже воеваша на цесаря Ираклия и мало его не яша. Си же обри воеваша на словены и примучиша дулебы, сущая словены, и насилье творяху женамъ дулебьскымъ: аще поехати бяше обрину, не дадяше въпрячи коня, ни волу, но веляше въпрячи 3, или 4, ли 5 женъ в телегу и повести обрина, и тако мучаху дулебы. Бяху бо обри теломъ велице, а умомъ горди, и потреби я Богъ, и помроша вси, и не оста ни единъ обринъ. И есть притча в Руси и до сего дни: погибоша аки обри, ихъ же несть ни племене, ни наследка".
("В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его - обрина, - и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: «Погибли, как обры», - их же нет ни племени, ни потомства").

Про обров, они же авары, традиционная история сообщает следующее: пришли, незнамо откуда (откуда-то, должно быть, из Китая), основали где-то на территории Венгрии и Словакии Аварский каганат, а затем сгинули без всякого следа.
Без всякого следа сгинули и дулебы. Можно предположить, что автор ПВЛ взял эту байку с потолка, желая объяснить, что обижать кого бы то ни было нехорошо. Тогда не известно откуда взявшиеся и не известно куда девшиеся обры и дулебы вполне подходят.
Но если за притчей стояла какая-то реальность?
Предложим свой ответ.

От какого слова производят название "евреи"? עברי «иври» (т.е. еврей) возводится к древнееврейскому глаголу עבר «авар» (переходить)( Кембриджская Библия для школ и колледжей, Genesis 14:13). Для нас нет никакого затруднения в объяснении смысла названия: переходящий с места на место в процессе торговли, т.е. купец-меркурианец. Купцы, они же Сыны Израилевы, обладали знаниями и технологиями, следовательно, значительно превосходили по своим возможностям "местных" и могли их "притеснять".
(Заметим, что обры из ПВЛ совпадают с другим произношением слова "евреи" - "гебреи").

Похожая коллизия отражена в Книге Бытия:
"сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал... В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков..." (Быт, 6:2-7).
Причем Ветхий Завет часто называет Сынами Божьими Сынов Израиля, то есть евреев.
«И сказал (Моисей) Фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исход, 4:22).
«будет число сынов Израилевых как песок морской... будут говорить им: «Вы - сыны Бога Живого» (Ос,1:10).

Более подробно эта история изложена в считающейся апокрифической книге Еноха: «И случилось, - после того как сыны человеческие умножились в те дни, у них родились красивые и прелестные дочери. И ангелы, сыны неба, увидели их, и возжелали их, и сказали друг другу: "Давайте выберем себе жен в среде сынов человеческих и родим себе детей… И Азазел (один из начальников ангелов) научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири, и научил их видеть, что было позади них, и научил их искусствам: запястьям, и предметам украшения, и употреблению белил и румян, и украшению бровей, и украшению драгоценнейших и превосходнейших камней, и всяких цветных материй и металлов земли. И явилось великое нечестие и много непотребств, и люди согрешали, и все пути их развратились… И сказал … Господь … исцели землю, которую развратили ангелы, и возвести земле исцеление… и вся земля развратилась чрез научения делам Азазела… Иди к незаконным детям, и любодейцам, и к детям любодеяния и уничтожь детей любодеяния… Извести Семъйязу (еще один начальник ангелов) и его соучастников, которые соединились с женами, чтобы развратиться с ними во всей их нечистоте… И немедленно Семъйяза сгорит и отныне погибнет с ними» (гл.2).

Здесь Сыны Божьи учат "местных" именно тому, чему могли научить их купцы-меркурианцы.

Отметим, что слово "обрин" (БРН) совпадает словом "боярин" (БРН).
Напомним, что изначально записывались только согласные звуки.

Подчеркнем, что наша логика не сводится к "игре в слова".
Летописные обры - великаны, которые превосходят дулебов и распоряжаются их женщинами. Теми же чертами обладают и Сыны Божьи из Книги Бытия, которые часто в Ветхом Завете отождествляются с Сынами Израилевыми. Причем Сыны Неба из Книги Еноха, распоряжающиеся земными женщинами, учат людей именно тем технологиям, которым могли научить "местных" купцы-меркурианцы.
Таким образом, обрин - это для "местных" существо высшего порядка, каковым был для них и боярин.
Вот к этим рассуждениям мы и добавляем сходство между словами обрин и боярин.

Бояре отмечены среди "кутригурской орды" основателя Великой Болгарии кагана Курта, причем в те же времена императора Ираклия, к которым относится рассказ ПВЛ про обров:
"В 619 г. Курт появился в Константинополе со своей главной женой и со своими архонтами ("боярами")" (Г. Вернадский, Древняя Русь, V, 4).
Таким образом, бояре, как и обры-авары, являются членами каганата.

Каган, как известно, это еврейский первосвященник. Каганами русские князья из ПВЛ называются и в « Слове о законе и благодати митрополита Илариона».
К ПВЛ мы сейчас и переходим.

В ней бояре впервые появляются под 858 годом у тех же болгар: "В год 6366 (858). Царь Михаил отправился с воинами на болгар ...Царь же крестил князя их и всех бояр и заключил мир с болгарам".
Боярами являются Аскольд и Дир: "В год 6370 (862)...над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город (Киев)... Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде".
Отметим, что во время киевского бунта 1113 года пострадавшими являются княжеский тысяцкий Путята и евреи: "Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество". Киевляне обращаются к Владимиру Мономаху: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри..."
То есть объектами грабежа могут стать тясяцкий, сотские, евреи и бояре. Отсюда следует, что евреи и бояре, с точки зрения восставших киевлян, стоят рядом. Что указывает на возможность закольцевать нашу логическую цепочку:
евреи - аварим - авары - обры - бояре - евреи

Нигде, кстати, не говорится, что евреи являются пришельцами, тем более недавними. Скорее, это часть населения Киева.

Добавим, что ПВЛ, несомненно, редактировалась, и, вполне вероятно, подгонялась под современные представления традиционной истории. Противоречащие традиционной истории сведения остались в ней, скорее, по недосмотру. Их приходится извлекать по крупицам.

Традиционная история приводит связанные с аварами и дошедшие до нас слова со следующими объяснениями:
Qagan - "глава государства, властитель",
Bajan - личное имя кагана,
Qatun - "княгиня, жена кагана",
Tarhan, Tarqan - "название высокого титула и привилегированного сословия",
Tudun - "самый высокий (после кагана) титул у аваров,
правящий князь",
Jug[u]rus 'первый министр",
Кок - личное имя со значением "синий, голубой",
Qam-Sauci «шаман-посол» - наименование министра,
Solaq - имя аварского посла (Ю.Немет, К ВОПРОСУ ОБ АВАРАХ, в кн. TURCOLOGICA, К семидесятилетию академика А. Н. КОНОНОВА, Л., "Наука", 1976).

Рассмотрим связь этих слов с евреями и купцами-меркурианцами.
Qagan - Каган, еврейский первосвященник,
Tarhan - согласно словарю Фасмера: 1) "сословие, свободное от налогообложения", 2) "скупщик льна, конопли, щетины, кож (в деревнях)". Купцы-меркурианцы поначалу торговали беспошлинно. "Скупшик" тоже весьма подходит.
Tudun - мы усматриваем тут корень "ud-jud". Отметим, что на латыни христианский чиновник, занимавшийся делами евреев в Священной Римской империи звался Еврейский судья или Judex judaeorum, то есть корень jud прочно связывался с властью, в том числе судебной.
Jug[u]rus - "ju" - тот же корень, ср. с английским Jew (еврей).
Solaq - известен знатный сефардский (т.е. испанского происхождения) еврейский род De Sola.

Таким образом, большая часть известных аварских слов может быть связана с евреями.

А вот сведения о падении Аварского каганата у византийского лексикографа X в. Свиды (дата, естественно, согласно традиционной истории):
«Спрашивал Крум аварских пленников как думаете, отчего погиб и хан ваш и весь народ? Они же ответили:... пьянство, когда стали заниматься виноделием, все начали упиваться вином. Наконец, взяточничество и торговля. Все сделались торговцами и начали обманывать друг друга. От этого и постигла нас бедственная участь. Крум же, выслушав это... объявил следующие законодательные постановления:...
3) приказал уничтожить все виноградники»...(цит. по Ф.И. Успенский, История Византийской империи, т.2, гл.13).

(На полях: "2) запрещается кормить вора; у преступившего отнимается имущество, у вора перебить голени").

Итак, авары сделались торговцами. Также они "упивались вином".
Согласно нашим тезисам купцы-меркурианцы придерживались религии первоначального (т.е. общего для всех) единобожия с культом явленного Бога Диониса, сопровождавшегося винопитием. Культ этот в 16 в.н.э. был повсеместно ликвидирован с переходом к современным религиям.

Если авары-обры - это купцы-меркурианцы, т.е. в ту эпоху Сыны Израилевы или евреи, то дулебы - это "местные"-аполлонийцы.
Есть ли тому подтверждения?

Начнем с того, что из этой фразы ПВЛ "Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов - также славян" вовсе не следует, что дулебы были племенем или этнической группой. Они тоже вполне могли быть социальной прослойкой - низшей по сравнению с обрами.

Этому вполне соответствуют сохранившаяся лексика:

дулеб м. р. 'глупый, бестолковый, неотёсанный человек; дурак, остолоп, простофиля' (орл., курск.,тул., ряз.),
дулёп м. р. 'глупый, бестолковый, неотёсанный
человек; дурак, остолоп, простофиля' (курск., тул., калуж., орл.),
дулёпь м. р. 'неповоротливый человек, дурак; батрак' (сарат., ворон.) (Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. Вып. 5, М., "Наука", 1978, с.147-148).

Именно об этом мы и писали выше: меркурианцы превосходили "местных" в связи с владением знаниями и технологиями. Также обратим внимание на значение "батрак", говорящем о подчиненном положении дулебов.

Так что ни обры-авары, ни дулебы никуда не делись. Просто гегемония купцов-меркурианцев, они же Сыны Израилевы и евреи, начиная с изгнания евреев из Испании в 1492 году была в Европе сломлена. Оставшиеся в империи Габсбургов евреи были изолированы в гетто и постепенно превратились в этнические группы.

Об этом и сообщает нам ПВЛ: "погибоша аки обри, ихъ же несть ни племене, ни наследка" - пропали как обры, т.е. как племя купцов.

S. Runciman, A History of the First Bulgarian Empire,London, 1930, pp. 13-14).

обры, Исход или Реформация

Previous post Next post
Up