История СССР 1953 - 1991 гг., ч.1

Jan 03, 2023 14:01

Поскольку недавно была столетняя годовщина создания СССР и много глупостей было сказано о причинах его распада, то "опережающими темпами" для чтения на новогоднем досуге предлагаю довольно давно написанную
главу из книги "Великая антиколониальная революция или Взлет и падение СССР".

История СССР 1953 - 1991 гг.

Коллективное руководство
Экономическая реформа 1957 года и ленинские принципы
Камо грядеши?

Коллективное руководство

Год смерти Сталина - 1953-й - делит эпоху советского проекта на две примерно равные части. После смерти Сталина страна перешла к модели политического управления, которая называлась коллективное руководство. Модель эта действовала вплоть до 1991 года. Поэтому, чтобы понять суть и задачи этого руководства, вполне резонно применить известный из физики метод черного ящика. Система входит в процесс "коллективное руководство" в 1953 году и выходит из него в 1991 году. Произошедшие за этот срок изменения - это и есть суть процесса.

Прежде, чем определить эту суть, остановимся на том, что такое это "коллективное руководство". Нарушение этого принципа было одним из обвинений против Сталина в ходе борьбы с "культом личности". Именно этот принцип надо было восстанавливать в первую очередь: "настойчиво продолжать проводимую в последние годы Центральным Комитетом партии работу по строжайшему соблюдению во всех партийных организациях, сверху донизу, ленинских принципов партийного руководства, прежде всего высшего принципа - коллективности руководства" (Постановление Центрального Комитета КПСС"О преодолении культа личности и его последствий" от 30 июня 1956 г.)В чем же состояло нарушение принципа коллективного руководства? "Пленумы ЦК и съезды партии проводились нерегулярно, а потом совсем не созывались в течение многих лет" (там же). То есть верховная власть была отнята у членов ЦК (в 1934 году их было 139 человек вместе с кандидатами в члены) и сосредоточена в руках Политбюро, а, вернее, его части - т.н. сталинской группы.
Отчего же Сталин ликвидировал коллективное руководство? Главная причина, на наш взгляд, следующая: "Партийные и государственные руководители на местах ... сопротивлялись политическому контролю как сверху, так и снизу, и не хотели, чтобы их беспокоили идеологическими, образовательными и политическими кампаниями... продолжением этого процесса стало бы превращение партаппарата в совокупность деспотичных хозяйственных администраций местного уровня" (Арч Гетти, Истоки "больших чисток", цит. по Людо Мартенс, Запрещенный Сталин, ЭКСМО, М., 2010, с.170-171). Речь идет о т.н. региональных баронах - о первых секретарях союзных республик, в частности, Украины, первых секретарях крайкомов и т.д. В докладе на XVII съезде ВКП(б) в 1934 году Сталин так сказал о них:"... тормозят нашу работу, мешают нашей работе и не дают нам двигаться вперед. ...это люди с известными заслугами в прошлом, люди, ставшие вельможами, люди, которые считают, что партийные и советские законы писаны не для них, а для дураков. Это те самые люди, которые не считают своей обязанностью исполнять решения партии и правительства и которые разрушают, таким образом, основы партийной и государственной дисциплины. На что они рассчитывают, нарушая партийные и советские законы? Они надеются на то, что Советская власть не решится тронуть их из-за их старых заслуг. Эти зазнавшиеся вельможи думают, что они незаменимы и что они могут безнаказанно нарушать решения руководящих органов".
Эти люди тормозили, если не саботировали, общегосударственные программы, опасаясь, что усиление "центра" ослабит их собственную власть. К примеру, на полностью кадровую основу Красная Армия стала переводиться только в результате военной реформы, начавшейся в 1935 году. До этого существовала смешанная система: кадровая армия и территориальная милиция, то есть подлежащие призыву в военное время резервисты. Такая структура армии не соответствовала условиям надвигающейся войны, однако, мы полагаем, переход на полностью кадровый принцип "тормозили...зазнавшиеся вельможи" на местах, не желавшие тратить на это местные ресурсы. (Численность кадровой армии составляла в 1932 году чуть больше 600 тысяч человек, а в результате военной реформы была доведена к июню 1941 года до 5 миллионов человек).
Вхождение в ЦК, участие в управлении государством через решения Пленумов ЦК, позволяло региональным баронам саботировать "решения партии и правительства".Поэтому коллективная система руководства и была ликвидирована группой Сталина после XVII съезда.Сталинскую систему власти, оформившуюся после 1934 года, на наш взгляд, можно изобразить следующим образом: верховную власть осуществляет сталинская группа Политбюро, между ней и народом находятся бюрократы, осуществляющие непосредственное управление страной. Опираясь на настроения народа, сталинская группа периодически проводит чистки верхней части бюрократического аппарата, устраняя не справившихся, проворовавшихся или принявших участие в заговорах против сталинской группы, причем порой физически.

После XVII съезда сталинская группа начала борьбу за изменение системы выборов как в государственные, так и партийные органы власти. Выборы должны были быть тайными и альтернативными, то есть предусматривали нескольких кандидатов на тот или иной пост. Вот что сказал Сталин 1 марта 1936 года в интервью Р.Говарду: "Всеобщие, равные, прямые и тайные выборы в СССР будут хлыстом в руках населения против плохо работающих органов власти". Реализовать этот план в связи с отчаянным сопротивлением бюрократии не удалось.Естественно, первое, что бюрократы сделали после смерти Сталина, это вернулись к коллективному руководству, при котором групповые интересы правящей верхушки снова ставились над общенациональными, а коллективность управления укрывала от персональной ответственности и служила круговой порукой.

Экономическая реформа 1957 года и ленинские принципы

Экономическая реформа 1957 года восстанавливала в стране власть региональных баронов. Суть ее была изложена в Записке Н. С. Хрущева «НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ ОБ УЛУЧШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ РУКОВОДСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ», которая в конце января 1957 года была разослана руководству страны "для обсуждения":
"При новой структуре следовало бы поощрять развитие производственных связей между отдельными экономическими районами. Какая-то часть вопросов по координации этих связей будет регулироваться Госпланом и Госэкономкомиссией, но в то же время они могут осуществляться и непосредственно между районами. Например, один район дает одно сырье, другой взамен этого другое. Такая связь может быть обусловлена соответствующими договорами, основана на взаимных расчетах и осуществляться непосредственно, минуя центральные органы …Мне представляется, что следовало бы отказаться от ... министерств и в союзных республиках. Если в республиках будут образованы территориальные управления промышленностью и строительством, то и там отпадет необходимость в существовании министерств. Такие управления на территориях союзных республик должны объединять все предприятия данного района, независимо от их нынешней подчиненности… В будущем, когда мы перенесем центр тяжести управления хозяйством на места - в области, края и республики, функции союзного правительства, видимо, выльются в форму координации политической и хозяйственной деятельности республик, а союзные республики всем хозяйством будут управлять сами. … В соответствии с задачами дальнейшего развития народного хозяйства, необходимо перенести центр тяжести оперативного руководства промышленностью и строительством на места, ближе к предприятиям и стройкам. В этих целях следует перейти от прежних форм управления через отраслевые министерства и ведомства к новым формам управления по территориальному принципу. Формой такого управления может быть, например, советы народного хозяйства (совнархозы)".

Эти названия - совнархозы и образованный в 1963 ВСНХ СССР (Высший совет народного хозяйства Совета министров) - должны были показать, что реформа 1957 года - это возвращение к "ленинским принципам".

Вот, к примеру, что сообщалось читателю в статье, вышедшей 1958 году в журнале "Вопросы истории": "Ленинский принцип демократического централизма лег в основу "Положения о районных (областных) и местных Советах народного хозяйства", принятого ВСНХ 23 декабря 1917 г. (5 января 1918 г.). Этим "Положением" было предусмотрено, что в целях организации и регулирования всей экономической жизни каждого промышленного района (области) в соответствии с общегосударственными и местными интересами при районных (областных) и местных Советах депутатов организуются совнархозы. Они создавались как местные учреждения. Своеобразие их состояло в том, что руководил ими ВСНХ и в то же время они действовали под общим контролем соответствующего местного Совета депутатов... Во главе областных и губернских совнархозов стояли крупные деятели партии" (С. Р. Гершберг, В. И. ЛЕНИН И СОЗДАНИЕ ВСНХ , Вопросы истории, № 7, Июль 1958, C. 3-24).

Это, действительно, были ленинские принципы - декрет об учреждении ВСНХ был принят 2(15) декабря 1917 г.
Только они показали свою несостоятельность в первый же год советской власти, как и остальные марксистские тезисы.
Следуя теориям Маркса, Ленин хотел устроить советское общество в виде сообщества коммун, каждая из которых сама бы руководила своей экономической деятельностью.
В работе "Государство и революция", написанной в августе-сентябре 1917, Ленин как руководство к действию цитирует Маркса: "эта новая Коммуна, которая ломает ... современную государственную власть, была рассматриваема... как союз мелких государств ...Коммунальное устройство вернуло бы общественному телу все те силы, которые до сих пор пожирал этот паразитический нарост «государство», кормящийся на счёт общества и задерживающий его свободное движение" ( III, 5).

И, далее, тезис Энгельса: «Полное самоуправление в провинции» (губернии или области), «уезде и общине чрез чиновников, избранных всеобщим избирательным правом; отмена всех местных и провинциальных властей, назначаемых государством» (IV, 4).

В результате уже в 1918 году пришлось возвращаться к "царской" системе министерств, которые были названы главками:
"к весне 1918 г. Россия превратилась в огромный конгломерат самоуправляющихся территорий и хозяйственных единиц. В этой ситуации руководство страны приходит к выводу о необходимости сильной центральной власти для восстановления разорванных хозяйственных связей, нормализации финансовой системы и наведения элементарного порядка на производстве. В результате в стране в управлении народным хозяйством сложилась система главкизма. Название это произошло от низшего звена отраслевого управления - главков.

Главки представляли собой хозяйственно изолированные друг от друга вертикальные объединения предприятий одной отрасли. Главные управления ВСНХ сконцентрировали всю работу по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции в своих руках. Сфера воздействия главков через Главкустопром ВСНХ распространялась даже на кустарную промышленность. Главки устанавливали планы для каждого предприятия, обеспечивали их сырьем, а также получали и распределяли всю их продукцию. Теперь промышленные предприятия бесплатно, т.е. без каких-либо денежных расчетов, получали от государства все необходимое для производства и бесплатно сдавали произведенную продукцию" (В. Рубаник и др., История государства и права России,, Юрайт, 2022,, Главкизм).

По схожим причинам провалилась и экономическая реформа 1957 года. В отменяющем реформу Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 г. "ОБ УЛУЧШЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ" говорилось:
"управление отраслью промышленности, представляющей собой единое целое в техническом отношении, было раздроблено по экономическим административным районам...
управление отраслью промышленности не получило организационного завершения. Создание многочисленных органов управления привело к многоступенчатости в управлении промышленностью, породило параллелизм в работе отдельных органов и привело к ослаблению ответственности должностных лиц за порученное им дело.
В связи с переходом к управлению промышленностью по отраслевому принципу установить, что союзно-республиканские министерства СССР и общесоюзные министерства являются распорядителями материально-технических ресурсов, выделяемых на развитие отраслей промышленности".

Камо грядеши?

Провалиться то реформа провалилась, но ясно показала, по какому пути намеревалась вести страну группировка Хрущева: установление власти региональных баронов с последующим распадом страны по границам "территориальных управлений", что в последствии было частично реализовано в 1991 году.

Итак, из какого состояние в какое наша система, то есть СССР, перешла с 1953-й по 1991-й год? В 1953-м это сталинская система управления и общегосударственная собственность на ресурсы страны. (Передать свой пост или руководимое тобой предприятие по наследству было нельзя).

А в 1991-м? Власть КПСС ликвидирована. Идет подготовка к массовой приватизации всех ресурсов страны. При этом в связи с огромной инфляцией обесценены денежные накопления подавляющего большинства населения, что позволяет нажившимся на инфляции слоям скупить страну. (Инфляция в 1992 году составила ...2500%). Кто же нажился на инфляции? Очевидно, те, что распределяли товарные запасы, то есть бюрократия. Вот этот переход от общенародной собственности к приватизации ресурсов страны и есть суть процесса коллективного руководства. Главными приобретателями стали высшие слои советской бюрократии.(Нас не должны сбивать с толку выскочившие ниоткуда ходорковские, абрамовичи, фридманы и т.п. Им быстро показали, что реальной власти у них нет и все их богатство может быть в любой момент изъято).Если главным выгодоприобретателем стал класс бюрократов, осуществлявших коллективное руководство с 1953-го по 1991 год, то было бы странно считать, что процесс произошел помимо или вопреки их воле.
- Вы что же, хотите сказать, что в 1953-м году правящая верхушка уже работала на приватизацию страны? - спросит читатель.
Думаю, что какая-то ее часть могла стремиться к этому вполне сознательно. Кроме того, люди - биологические существа и их поведением управляют инстинкты. Инстинкты могут действовать под маской нравственных убеждений, идеалов и т.д. К примеру, политик может искренне полагать, что рвется к власти, чтобы обеспечить всеобщее благо, а не для достижения личного превосходства над окружающими. Сути дела это не меняет. Поэтому не важно, насколько высшая бюрократия отдавала себе отчет в истинной цели своих действий. Результаты неопровержимо доказывают, что действовала она в целях "приватизации" своего положения: то есть передачи его по наследству и получения независимости как от государственных властей, так и от общества, что должно было достигаться за счет обладания крупной собственностью.

( продолжение главы следует)

Великая антиколониальная революция, СССР

Previous post Next post
Up