мастер - класс Виталия Манского

Sep 19, 2009 20:47



Сегодня в полдень в рамках фестиваля документального кино прошел мастер-класс режиссера Виталия Манского. Автор наделавшей шума «Девственности», президент «Артдокфеста» и обладатель еще целый кучи регалий рассуждал о будущем документального кино и телевидения. Он много и складно говорил о том, что кинодокументалистика - это цело искусство, которое сегодня умирает. Что необходимо создать комитет, а, может, и целую партию, защищающую исчезающий жанр так же рьяно, как «гринпис» природу. Довольно занимательно рассказывал о работе телевизионных продюсеров, ряды которых покинул совсем недавно, об эфирной политике теле-каналов и о многих других интересных вещах. Но пара его суждений особенно запали мне в душу. Он глубоко убежден, что сегодня абсолютно любой человек, не говоря уже о профессионалах, способен снять кино, которое перевернет мир. Если раньше настоящего режиссера и дилетанта отделяло две вещи: технологии и талант, то сегодня остался лишь талант. Что сюжет, совершащий революцию, можно спокойно снять на камеру мобильного телефона.  Но при всем при этом, в стране, где куча людей, более того, молодых людей, недовольно политической ситуацией нет сложившейся оппозиционной журналистики. Оппозиция, вроде, и есть, а прессы соответствующей нет. Подчеркивая свою приверженность существующему правительству, Манский спрашивал у полной аудитории будущих журналистов: «Как же так? Почему нет настоящей журналистики в стране, где, в принципе, за это никому ничего не будет? В стране демократической?» И долгим испытывающим взглядом всматривался в прыщавые лица вчерашних «золотых» и «серебряных» медалистов, выпускников лицеев и гимназий, а нынешних первокурсников бюджетного отделения института филологии и журналистики. Те смущенно молчат, почесывая свои немытые шевелюры.

Думаю, за ответом далеко ходить не надо. Достаточно открыть страницу тридцать шесть сентябрьского «Esquire» и прочитать письмо редактора, в котором Филипп Бахтин описывает работу федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и на её примере объясняет, почему в России никто не делает больших журналистских расследований: «Нет никакого смысла месяцами выискивать страшную правду, если страшная правда сама собой ежедневно всплывает в заголовках новостей и не вызывает у публики никакого интереса». И действительно, благодаря техническому прогрессу у нас есть интернет и куча камер. Мы налево и направо снимаем видео и фотографии, выкладываем их в сеть и ждем комментариев. И тут и там слышим о страшных роликах, в которых избивают и насилуют школьниц, совсем еще юные парни прыгают с моста и приятели их не останавливают, а продолжают снимать на мобильный телефон, зная, что они расшибутся. Нас ничто не трогает. Смерть не воспринимается всерьез, если ты видишь её каждый день через экран мобильного телефона. И что с этим делать - не понятно.
Другой вопрос, тронувший меня, касался режиссерской и журналистской этики. Виталия спросили, не было ли у него соблазна повлиять на судьбу героев фильма «Девственность»?  И он очень четко ответил, что считает, что режиссер-документалист не имеет права влиять на жизнь своих персонажей. Но разве он не влияет, пусть косвенно, выпуская кино? Разве после выхода на экраны ленты, жизнь людей, снятых в ней, не меняется? Их истории, как минимум, придаются огласке, порождающей, как положительные, так и отрицательные мнения масс. Дело в том, что в выше упомянутой картине есть героиня с душераздирающей историей. Скромная девушка из интеллигентной семьи решает продать себя, свою девственность, чтобы оплатить свое обучение на филфаке. И есть такая сцена, где она сидит с создателем фильма в машине, он спрашивает её, почему она решилась на это, почему именно за такую сумму и тому подобное. Она несколько минут горько плачет. Навзрыд. Так, что сердце щемит. И хочется крикнуть: да не мучай ты её! Дай ей денег! Но этого не происходит, и девочка совершает задуманное. И ты, как зритель,  негодуешь. С одной стороны, ты понимаешь, зачем снят фильм, видишь, что снят хорошо и не зря. С другой стороны, ты не можешь понять - как так не помочь живому человеку? Бросить его в тяжелой ситуации, имея все возможности повлиять на его судьбу. Спасти от чего-то страшного и непоправимого. И эта дилемма: помочь или снять кино (написать статью, сделать фотографию - нужное подчеркнуть) лично для меня является очень сложной. Я не могу для себя решить её. Что важнее остаться профессионалом или человеком? И этот вопрос терзал меня на протяжении всей лекции так же сильно, как то, почему, все таки, студентки журфака не моют волосы?
п.с. http://manski.ru/ - все о режиссере

девственность, мастер-класс манского, документальное кино

Previous post Next post
Up