Оригинал взят у
galik_123 в
Классика стиля Кроме знаменитого юсуповского Архангельского, есть ещё и другое - небольшое село Архангельское недалеко от Рузы. Вот туда-то мы и направились в поисках чистой красоты и абсолютной классики и не пожалели. Ведь там находится одно из совершенных творений Осипа Бове (1784-1834) - архитектора, который восстанавливал облик Москвы после войны с Наполеоном. В 1813 году Бове вошёл в состав комиссии строительства Москвы и спроектировал торговые ряды на Красной площади, грот в Александровском саду, Большой и Малые театры, Триумфальные ворота, Градскую больницу и многие другие здания. В общем, для Москвы он сделал не меньше, чем Карл Росси для Санкт-Петербурга. Как же знаменитый архитектор оказался в глухой провинции? И тут замешена история любви...
С 1710 года селом владели князья Трубецкие. В 1813 году в битве под Лейпцигом был убит последний владелец усадьбы из рода князей Трубецких - Алексей Иванович Трубецкой, гвардии поручик. Владение перешло его вдове Авдотье Семёновне. Княгиня Трубецкая, урождённая Гурьева, была дочерью академика Семёна Емельяновича Гурьева, профессора Санкт-Петербургского Училища корабельной архитектуры, автора первого в России учебника по высшей математике "Дифференциальное и интегральное исчисление". Она выросла в образованной дворянской семье и привыкла к общению с людьми творческими. В 1816 году Авдотья Семёновна повторно вышла замуж за знаменитого архитектора Осипа Ивановича Бове, и конечно, это был союз по взаимному глубокому чувству.
Брак Осипа Бове и княгини Трубецкой вызвал множество пересудов в Москве - по социальному статусу и материальному положению это был неравный брак. Сын итальянского живописца стал обладателем многих поместий, в том числе нескольких подмосковных, а Трубецкая лишилась княжеского титула, и стала чиновницей седьмого класса. Так Осип Бове и сделался провинциальным помещиком, он придал своей подмосковной усадьбе великолепный вид, построил деревянный барский дом с колоннами, а в 1822 году возвёл на высоком холме церковь Архангела Михаила. После этого усадьба на окраине села и стала называться Архангельское. В этом браке по любви у Авдотьи Семеновны и Осипа Ивановича родилось четверо детей, но счастье их было недолгим. Умер Бове в расцвете творческих сил 15 июня 1834 года и был похоронен в Москве на кладбище Донского монастыря.
1. Этот кирпичный с белокаменными деталями храм в стиле ампир представляет собой круглую с закрытыми лоджиями ротонду. К ней прилегают почти квадратная трапезная и четырехъярусная колокольня. Декор снаружи - сдержанный и лаконичный, зато лёгкие пропорции сооружения идеальны.
2. Композиция храма - трехчастно-осевая, классическая для XVIII-XIX веков. Аттики - один из основных элементов декорирования храма.
3. Колокольня имеет во втором ярусе ионические полуколонны.
4. Интересны полукруглые выступы лестниц, находящихся по бокам перед лоджиями, кривизна их описана большим радиусом из того же центра, что и сама планировка ротонды.
5. Главный придел - Спаса Нерукотворного Образа, помещается в восточной части ротонды.
6. К ротонде примыкает почти квадратная с округлыми углами небольшая трапезная, до окон покрытая рустом. Окна - простые прямоугольные, сконцентрированы в середине, среднее из них "утоплено" в полукруглой нише, украшенной рустом. Украшением окон служат лишь замки над ними. Над карнизом трапезной - аттик. В трапезной были устроены два придела - Михаило-Архангельский и Покровский.
7. К трапезной примыкает высокая трехъярусная колокольня. Нижний ее ярус почти вдвое выше трапезной и, как и ротонда, украшен полукруглыми окнами, ныне заложенными. Вход в колокольню обрамлен колоннами. Колонны украшают и второй, цилиндрический ярус с высокими проемами, завершающимися полукружием. Верхний ярус, также цилиндрический, перекрыт небольшим куполом со шпилем.
8. Колокольня имеет сквозной пролёт со свободно стоящими четырьмя колоннами, раньше на выступе аттика первого яруса стояли две фигуры апостолов.
9.
10.
11. Посмотрим на колокольню со всех сторон.
12.
13.
14.
15.
16.
17. Двусветная ротонда окружена венцом-колоннадой спаренных колонн дорического ордера, которые идут с обеих ее сторон и в восточной части переходят в полуколонны, обозначая место алтаря.
18. Внутрь заглянули через окно. Изначально там был уникальный иконостас - произведение того же Бове.
19. Вообще, весь облик церкви решён в сдержанном, скромном декоре, который заменен округлостью здания, практически присутствующей во всех деталях, за исключением трапезной.
20. Венчает ротонду широкий купол-полусфера со шпилем и крестом на нём.
21. Окна ротонды - полукруглые, разделенные перегородками на три части.
22. На ротонде - аттик с ажурными решётками.
23. Этот храм - не единственный, построенный по проекту О.И. Бове в том же стиле: он перекликается со знаменитой церковью Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке в Москве и имеет почти точную копию - храм Покрова в селе Пехра-Покровское Балашихинского района.
24. Церковь стоит на естественном возвышении, на высоком склоне к речке Тарусе.
25. Раньше по крутому склону спускался усадебный парк, но и сейчас, если посмотреть вниз от церкви открываются захватывающие просторы.
26. Кроме церкви в усадьбе Архангельское ничего не осталось...
27. В 1937 году церковь была закрыта и служила сельским клубом и складом. В 1996 году её вернули верующим и отреставрировали.
28. Если бы не это чудесное творение Бове, то был бы сейчас здесь просто обычный населённый пункт.
29. В итоге, сделав довольно большой крюк, получили истинное эстетическое наслаждение. Известно, что храмовой архитектуре Бове уделял меньше внимания, но все его произведения в этой области могут считаться выдающимися.
Проезд автомобилем: от Москвы по Новорижскому шоссе до стокилометровой кольцевой дороги (А-108), свернуть по ней налево; далее до поворота на Архангельское - 5 км, до села еще около 3 км.
Источники информации
Википедия
Памятники архитектуры Подмосковьяhramy.ru