Главный неф собора в целом сохранил романскую структуру и даже романские рельефы на капителях. Правда стены и своды сплошь расписаны в основном в XVI веке. В каком веке храм перекрыт сводом мне не удалось выяснить. Пишут, что первоначально в нем были деревянные перекрытия. Купол возведен по проекту Корреджо архитектором Giorgio da Erba. Возможно к этому же времени относятся и своды.
Главный неф, вид на запад.
Капители на пилястрах столбов хорошо сохранились, но позолота, разумеется, более поздняя.
Главный алтарь.
Внизу в центре - романский ковчег из красного мрамора.
Хор, включающий трансепт и подкупольное пространство, приподнят над уровнем пола (под ним крипта). Слева - орган, он же, крупнее, на нижнем фото.
В конхе - фреска "Страшный суд" Gerolamo Bedoli Mazzola, 1538-1544
Свод над главным алтарем.
Киворий в нижней части хора выполнен Alberto di Moffeolo da Carrara, 1486-88
По сторонам кивория - деревянные скамьи, украшенные орнаментами и натюрмортами в технике интарсии.
Средокрестие собора венчает купол, возведенный в XVI веке.
Одна из основных достопримечательностей собора - подкупольная роспись Корреджо "Вознесение Богородицы", XVI в.
Свод южного рукава трансепта (внизу) расписан Микеланджело Ансельми. Пострадавший от влаги, он был восстановлен Antonio Bresciani в 1768 году при содействии Gaetano Ghidetti.
На нижнем фото этот свод справа.
Кристофоро Каселли, роспись апсиды правого рукава трансепта, имитирующая мозаику. 1505-1506
Росписи апсид трансепта и одного из сводов (вверху) принадлежат кисти Orazio Samacchini (1570-1574).
Orazio Samacchini. "Моисей и медный змий". Капелла Сан Фермо.
razio Samacchini. "Моисей иссекающий воду из скалы". Капелла Успения.
Главный неф.
Gerolamo Bedoli Mazzola. Декоративная роспись сводов центрального нефа, 1555-1557
Библейские сцены на стенах центрального нефа были написаны художником из Брешии Lattanzio Gambara. 1767-1571
Обратите внимание на романские капители на эмпорах.
В 1571-1573 годах Lattanzio Gambara с помощью Бернардино Гатти расписывает западную стену храма в виде триумфальной арки.
Кафедра недалеко от входа, хорошо заметна на фото выше. Сделана Paolo Froni в 1613 году в стиле раннего барокко.
Все многочисленные капеллы собора показать нет ни какой возможности. Самая замечательная из них - капелла Валери. (Начало XV в.)
"Мадонна с младенцем и святыми Антонием и Павлом", Alessandro Araldi, 1516. Капелла Centoni
Балюстрада одной из капелл с рельефными гротесками.
В 1511 году Antonio Ferrari d’Agrate выполняет две небольшие кафедры из белого мрамора, одну на севере, другую на юге. Кафедры расположены на подкупольных столбах и обращены в сторону алтаря.
На верхнем фото видна одна из них.
Информация отсюда
http://www.cattedrale.parma.it/page.asp?IDCategoria=500&IDSezione=2379Здесь внешний вид собора
http://uchitelj.livejournal.com/821499.htmlинтарсии на скамьях
http://uchitelj.livejournal.com/812247.html еще несколько фотографий сводов боковых нефов
http://stilarhitekturi.livejournal.com/334228.html еще немного орнаментов
http://ornament-i-stil.livejournal.com/527459.htmlроманская скульптура в интерьере
http://uchitelj.livejournal.com/822010.htmlhttp://you4travel.ru/glavnaya-dostoprimechatelnost-parmyi-kafedralnyiy-sobor/ Хороший пост о соборе
https://kolllak.livejournal.com/146013.html