Оригинал взят у
sibeaster в
Сиена - часть 9. Сан-Франческо и Санта-Мария-деи-СервиЕще одна очень интересная орденская базилика Сиены - Сан-Франческо. К стыду своему, в свой первый приезд я ее даже не заметил: в отличие от Сан-Доменико и Санта-Мария-дель-Серви, она стоит не на холме, да еще запряталась в исторической застройке. Мои постоянные читатели уже знают, что я испытываю некоторую слабость, временами переходящую в нежность, к францисканцам, а посему пройти мимо в этот раз я не мог.
Первая францисканская церковь в Сиене был построена в 1228 - 1255 годах, через сто лет она уже порядком обветшала, и в 1326-1475 годах на ее месте по проекту Франческо ди Джорджо Мартини была построена нынешняя базилика. В 1655 году церковь была серьезно повреждена пожаром и в течение последующих двух веков стояла полуразрушенной, у францисканцев хватало средств лишь на залатывания совсем вопиющих дыр. После секуляризации 1866 года дела пошли на лад: в 1885-1892 годах Джузеппе Партини выполнил реставрацию интерьера, а в 1894-1913 годах Витторио Марьяни и Гаэтано Чеккарелли заново отстроили фасад базилики. Следует подчеркнуть: то, что мы сегодня видим, - это новодел конца XIX века, тщательно замаскированный под старину. Изначальный фасад, например, был, по примеру многих тосканских церквей, полосатым бело-зеленым, а после реставрации его сменил строгий кирпичный; большинство украшающих боковые алтари готических табернаклей на поверку оказываются работами уже много раз упомянутого Алессандро Франки и т.д.
Перед вами площадь Сан-Франческо. Кроме базилики здесь можно видеть еще одно культовое сооружение - ораторий св.Бернардина Сиенского (справа). В оратории сейчас размещен закрытый на момент моего приезда епархиальный музей, посещение которого теоретически входит в единый билет для соборного комплекса. Сан-Франческо же открыта в разумное время для бесплатного посещения.
Как я вам уже сказал, нынешний фасад - это неоготический новодел конца XIX века. Как ни странно, но единственный подлинный элемент XIV века является по совместительству самым хрупким, это - готическая розетка.
В люнете перед Богородицей склонились святые Франциск Ассизский и Бернардин Сиенский, еще один известнейший францисканец, тесно связанный к тому же с Сиеной.
В плане сиенская Сан-Франческо представляет собой уже знакомый нам по церкви Сан-Доменико египетский крест, то есть базилику с необычайно протяженным трансептом и одновременно ужатым до минимума пресвитерием. Алтари, которые вы видите, по обеим стенам, украшены не слишком интересной живописью, все интересное находится в трансепте. Увы, там со светом фигово, так что картинки пришлось брать из Вики.
Распятие (Пьетро Лоренцетти)
Мученичество первых францисканцев в Марокко (Амброджо Лоренцетти). Для понимания фрески имеет смысл ознакомиться с "Цветочками Франциска Ассизского".
Меня долго убеждали наши церковные интеллигенты прочесть эту книжицу, ибо она, дескать, насквозь духовная, и никакого ПГМа. Как раз перед поездкой я "Цветочки" прочитал, так что теоретически я теперь подкован улавливать сюжеты францисканской живописи. Но содержание - ох, как-нибудь напишу об этом; если это - духовность, то я уж лучше пойду на бездуховную тренировку.
Людовик Тулузский отказывается от своих династических прав в присутствии папы Бонифация VIII (о св. Людовике писАл здесь:
http://sibeaster.livejournal.com/48829.html)
Полиптих и одновременно интересный оптический обман от Липпо Ванни: не только полотна, но и даже рамы и готические навершия - это все фреска!!!
Ну и в завершение Мадонна от Андреа Ванни:
Как и Сан-Доменико, Сан-Франческо является важным местом паломничества: там была нетленная глава святой Екатерины Сиенской, здесь же находятся нетленное...Тело Христово. Вот уж не ожидал такого от францисканцев, но слова из песни не выкинешь.
Итак, местная традиция сообщает следующее. 14 августа 1730 года из церкви Сан-Франческо была похищена дарохранительница с 351 (тремястами пятьюдесятью одной, я правильно склоняю?) освященной гостией. 17 августа сосуд с частицами был найден в ящике для сбора пожертвований. Святые Дары в таком случае стоило бы потребить (а виновников отправить под запрет), но священнослужители испугались подцепить какую-нибудь инфекцию, предпочли вернуть дарохранительницу в Сан-Франческо и выставили ее там для поклонения верным. Спустя 30 лет дарохранительницу вскрыли и обнаружили гостии совсем не испорченными: они не зачерствели, не рассыпались в прах, не покрылись плесенью. Гостии быль вновь помещены в дарохранительницу, а ее затем запечатали. Процедуру освидетельствования частиц проводили еще 12 раз, при этом в 1914 году были проведены химические исследования, подтвердившие неиспорченность освященного хлеба. Последний раз Дары освидетельствали в 2014 году; на тот момент внутри были найдены 200 с небольшим свеженьких гостий. Почему только 200? - спросите вы. И не думайте, что ваш вопрос кого-то смутит. Недостающие гостии были все же потреблены за прошедшие два с половиной века. Изложенная мною история находится в открытом доступе; желающие могут проверить в незаисимых источниках; от комментариев я воздержусь, дабы не соблазнить единого от малых сих.
Самое интересное, что я почти что мог получить благословение этой самой дарохранительницей. Обычно она находится внутри алтаря одной из капелл трансепта, и о ее там нахождении напомниают лишь плакаты с призывами зайти в гости помолиться Христу. Но мой визит совпал с ежегодной церковной конференцией, проходившей во Флоренции, и ее участники в свободное от заседаний время паломничали по всей Тоскане. И вот одна из таких групп находилась в той самой часовне в момент, когда я зашел в Сан-Франческо. Мешать таким серьезным людям не в моих правилах, но, когда они ушли, выяснилось, что дарохранительницу уже спрятали: что можно видеть участиникам христианской конференции, того нельзя видеть простым христианам (можно еще вспомнить про быка и Юпитера).
Базилика Санта-Мария-деи-Серви находится на другом конце города; я вам ее уже показывал с высоты соборного facciatone:
Вот она же, но уже вблизи:
Орден сервитов получил землю на окраине Сиены в дар от семейства Толомеи в 1250 году, городские власти снабдили монахов строительными материалами, и стройка началась...и растянулась аж на три столетия. Только в первой половине XV столетия были готовы готические пресвитерий и трансепт с капеллами. Затем мода сменилась, и бОльшую часть нефов построили в 1471-1528 годах уже в ренессансном духе. 18 мая 1533 года базилику наконец-то освятили, но СМР продолжались до 1537 года, а затем были прерваны. Фасад же так и остался незавершенным.
С интерьером происходили не менее сложные вещи. В XVIII веке в ренессансных нефах появились барочные боковые алтари, а на рубеже XIX-XX веков Джузеппе Партини, уже упоминавшийся в рассказе о Сан-Франческо, добавил в это смешение стилей еще и нео-готику.
Только очень глубоко пораженные любовью к прекрасному туристы, к тому же и еще счастливые обладатели не убитых сиенским рельефом ног, сюда доходят, так что в церкви обычно пусто. В зимнее время все богослужения вынесены в отапливаемую капеллу где-то внутри монастыря (при мне какие-то богомольные дамы звонились в нерпиметную дверь, чтобы попасть на мессу), так что может получиться, что вы будете бродить здесь в совершенном одиночестве. За всей барочной мишурой тут есть, на что посмотреть.
Например, на сохранившуюся фреску XIV столетия, на которой Богородицы выводит души из Чистилища:
А вот, например, "Мадонна Бордоне" работы Типпо ди Марковальдо (1261)
В правой ветви трансепта на фоне неоготических узоров Партини можно увидеть расписное Распятие, авторство которого приписывают либо Уголино ди Нерио, либо Никколо ди Сенья (в любом случае XIV век)
В одной из капелл левой ветви трансепта можно попытаться разглядеть фрески (1335-1348) Пьетро Лоренцетти. Сюжет первой узнают, уверен, все, а вот на второй - нечастый сюжет: Вознесение Иоанна Богослова.
В левой ветви трансепта можно увидать препогибельнейшю латинскую пародию на благочестивейший православный образ - Богородицу милующую, покрывающую верных складками плаща (в нашей традиции платком). Автор - Джованни ди Паоло (1401)
"Распятие" Уголино ди Нерио (даже если он был Никколо ди Сенья) и "Богородицу милующую" Джованни ди Паоло пропустить абсолютно невозможно, потому что эти углы базилики ярко освещены. Заботятся, понятное дело, не о туристах, которые здесь очень редки, а о богомольцах: дело в том, что в правой и левой ветвях трансепта покоятся мощи двух местночтимых блаженных - Франческо Патрицци (1266-1328) и Джоваккино Пикколомини (1258-1305), причем тело первого относительно неплохо сохранилось. Желающие могут увидеть мощи здесь:
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Basilica_dei_servi,_siena_11_reliquie_beato_francesco_patrizi.JPGhttps://commons.wikimedia.org/wiki/File:Beato_giovacchino_piccolomini.JPG С Сиеной мы еще не закончили, но окончание цикла уже забрезжило. Потом я бы хотел показать вам фрески Синьорелли и Содомы из монастыря Мотте-Оливетто-Маджоре (зря, что ли, я 16 км прошел в свой собственный отпуск), а вот далее вам на выбор предлагается Вольтерра (мрачное средневековье на высокой горе) или Монтепульчано (светлый Ренессанс на другой высокой горе):
Poll