Оригинал взят у
rtv_medveditsa в
Ландшафтная история ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ. Часть 1 Home \
Авторские статьи \ Ландшафтная история ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ
Ландшафтная история ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ. Часть 1
http://ld7.ru/landshaftnaya-istoriya-vshv-vdnh-vvc/ Московский корреспондент агентства Гавас (позже Франс Пресс) об открытии Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки, Париж, 1939:
«… Выставка представляет собой замечательное зрелище.
Она построена там, где раньше были болота.
Там, где раньше росли редкие ели,
можно сейчас видеть живописные лужайки,
клумбы роз, хлебные и маисовые поля,
пруды, стойбища племенного скота».
Территория ВСХВ спроектирована по классическим канонам создания регулярных парков. Монументальные архитектурно-исторические памятники, символизирующие размах страны Советов, - «Главный павильон» (№ 1), фонтаны «Дружба народов» и «Каменный цветок», подчеркивают значимость выставки. Линии зданий павильонов слева и справа от фонтанов, осевая линия от Главного входа до павильона № 32 (ныне - «Космос») подчеркивают торжественность и фундаментальность проекта. Прекрасный партер между фонтанами общей площадью 5 тысяч квадратных метров, спроектированный как буленгрин - на полметра ниже уровня окружающей поверхности, позволяет рассмотреть рисунок сверху. Буленгрин всегда являлся праздничным ковром, даже когда он не был расцвечен прекрасным цветочным узором, а был просто газоном.
Регулярный стиль поддерживался повторяющимися рабатками и миксбордерами, посадками кустарников, задающих ритм. Правильной формы, стриженые кроны липы мелколистной и груши уссурийской, высаженные в аллеи, завершали картину порядка и торжества геометрии в парке выставки. Как бы ни менялись времена, территория Выставки диктует стиль и содержание зеленых насаждений и других ландшафтных элементов парка и предполагает сохранение чистоты и строгости линий уникального ландшафтно-архитектурного ансамбля, ансамбля - «города-сада»! Ландшафтное строительство ВСХВ шло параллельно со строительством архитектурных зданий.
Генеральный план выставки включал размещение зеленых насаждений, которые могли изменяться, но основа, проект был заложен гениально - первым архитектором - Вячеславом Константиновичем Олтаржевским.Олтаржевский Вячеслав Константинович (17 марта 1880 - 24 апреля 1966) - русский, советский архитектор, первый главный архитектор Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1935-1938). Был репрессирован в 1930-е годы, однако после освобождения в 1943, вернулся к профессиональной деятельности. Выставка пережила вместе со страной все беды и лиха в меньшем масштабе, разумеется. «Государство в государстве» когда-то говорили о ВДНХ. Здесь была создана собственная инфраструктура, которая выполняла задачи хозяйственной, выставочной, культурно-просветительской и пропагандистской работы.
Первый этап ландшафтного строительства- озеленения ВСХВ (1936-1940 г.г) - эффект быстрого декорирования аллей, скверов и зданий.
В тридцатые годы, в период активного строительства павильонов, стояла задача - в кратчайший срок озеленить территорию выставки: высадить большое количество деревьев, кустарников, цветов. На видовой и сортовой состав растений почти не обращалось внимания. Поэтому в массовых посадках оказались породы древесно-кустарниковых растений, не представляющие большой ценности с точки зрения их декоративных качеств - тополь бальзамический, клен ясенелистный, клен серебристый и другие, которые быстро растут и создают в короткий срок быстрый эффект. После выполнения функции быстрого озеленения ненужные породы планировалось удалять. Позднее, согласно реконструкции аллейных посадок, в течение нескольких лет они были заменены на более ценные породы - каштан конский, тополь серебристый, лиственницу, рябину. Создатели ансамбля стали учитывать архитектурное окружение, микроклимат участка и состав существующих пород.
Исключение составляли небольшие участки, примыкающие к павильонам, где идеологичеки были показаны роскошные сады, символизирующие богатство Республики. Очень показателен атриум у павильона «Грузия» - здесь представлены цитрусовые, веерные пальмы и другие субтропические культуры. Они составляют ансамбль вместе с легким архитектурным стилем павильона, созданного в национальном грузинском стиле. Цветущие сады у павильона «Садоводство» «…украшая социалистическую родину служат прекрасным выражением роста зажиточности и культуры широких масс трудящихся в нашей стране».
Второй этап ландшафтного строительства- озеленения ВДНХ (1954-1964 г.г.) - создание роскошных цветников, символизирующих прекрасную жизнь в стране Советов.
В пятидесятые годы во время масштабной реконструкции территории выставки рекомендовался прием посадки деревьев группами (до 30-35 шт.) с подбивкой кустарниками вокруг группы, посадкой бордюров из кустарников вдоль дорог для ограждения отдельных объектов, посадка помпезных ковровых цветников, при этом применяли метод черенкования для массового размножения, маточники требовали зимнего хранения в теплицах. Использовали альтернантеру и ирезине, пеларгонии и гелихризум. Много высаживалось тропических и субтропических растений, зимующих в оранжереях и теплицах. Вдоль главной аллеи в теплое время года росли веерные пальмы, в основном трахикарпус. Парадные цветники украшали теплолюбивые и не зимующие в открытом грунте агавы и саговники, также в цветниках применялись перистые пальмы и юкки. В регулярных посадках распространены были травянистые (такие как азарина, тладианта) и кустарниковые (например, клематис, роза плетистая) лианы. В самых представительных местах выставки использовались стриженые растения (топиары) из туи западной, можжевельников, лиственницы, боярышников. В цветниках часто использовались привитые декоративные деревья и кустарники на низком (до 1м) штамбе. Эти приемы имели свои недостатки: сложность ухода и поддержания декоративности, высокие трудозатраты и, соответственно, стоимость содержания. Наряду с саженцами высаживались вполне взрослые деревья и кустарники, те, что сегодня мы назвали бы «крупномерами».
Литература: «ВДНХ СССР» Издательство «Планета», Москва, 1984 г.
Текст: Любовь Ландышева, Валерия Горяинова, фото авторов.
Также фотографии любезно предоставлены архивом МВК ВВЦ. Мы благодарим администраторов сайтов mosday.ru и oldmos.ru за согласие разместить в статье фотографии с указанных интернет-ресурсов.
Часть 2