Оригинал взят у
uchitelj в
Тверь XVIII века и петровское бароккоМне нравится Тверь единством стиля, своим неповторимым обликом, сформировавшимся еще в XVIII веке. В 1763 году пожар уничтожил почти всю центральную часть города. По повелению Екатерины II была создана целая «архитекторская команда» под руководством П.Никитина, целью которой было перестроить центр Твери в камне согласно регулярной планировке. Обновленный город должен был стать образцом для строительства других российских городов. Главными особенностями этой планировки стали длинная осевая Миллионная улица (ныне Советская), названная так, поскольку на строительство каменных домов в центре города был отпущен миллион рублей из царской казны; а также «версальский трезубец» - трёхлучевая композиция улиц, сходящихся в одной точке, созданная по образцу аналогичного градостроительного приёма в Петербурге. Дома строились из кирпича и камня по образцовым проектам и стиль их напоминает стиль петровского барокко, хотя создавались они на 30-40 лет позже. Петровское барокко - условный термин, этот стиль, характерный для начала XVIII в. соединяет в себе черты барокко и классицизма, однако он вполне узнаваемый и термин имеет право на существование. В искусствоведческой литературе он ограничен хронологическими рамками Петровской эпохи, однако стиль тверской архитектуры повторяет его почти полностью. Возможно Екатерина это сознательно поощряла, чтобы подчеркнуть свою преемственность по отношению к Петру. В первой части издания "Памятники архитектуры Тверской области" стиль архитектуры города XVIII в. определяется как "переходный от барокко к классицизму", но это, согласитесь, слишком размытое определение, а тверской стиль вполне определенный и узнаваемый. Для меня он абсолютно неотличим от петровского барокко, но ему вполне можно присвоить название "Тверской стиль" - почему нет? :-)
Для начала посмотрите несколько проектов домов первых десятилетий XVIII века и фрагмент Здания 12 коллегий в Петербурге.
Характерные черты стиля - симметрия, выделения центральной части здания фронтоном или трехосевым ризалитом, иногда с балконом, руст, вертикальное членение, филенки или щиты между окнами, овальные или круглые окна, "лежачие" окна, контрастная окраска, наличники с "ушами".
Трезини, Образцовый проект для именитых.
Первый Зимний дворец Петра.
Здание 12 коллегий.
Дом Апраксина (к сожалению дату строительства не нашла).
Дом А.В.Макарова в Петербурге, 1725
http://www.renomespb.ru/ex/our3_Page_1.jpg Проект жилого дома в Твери. 1960-е
Здания в Твери, как и в Петербурге, строились "единой фасадой". Эта планировка лучше всего сохранилась на Набережной Степана Разина.
Вид набережной на старом фото. Сейчас эта панарама закрыта деревьями.
http://humus.livejournal.com/tag/%D0%A2%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C Все дома построены по одной схеме, но каждый имеет свою "изюминку" - форма фронтона, проездной арки, замкового камня на ней, наличие или отсутствие наличников, формы щитов, распределение руста и т. д.
Эти 2 дома объединены в общую композицию, центром которой является двухосевой рустованный ризалит.
На фронтоне - дата строительства.
Набережная тянется вдоль нескольких кварталов и "единая фасада" прерывается на поперечных улицах.
Замковый камень необычной формы.
И здесь такой же.
Балкон здесь более поздний, но красивый.
Местами сохранились даже фасады, выходящие, во двор.
В 2009 году дома выглядели получше
http://babs71.livejournal.com/274357.html Вторая часть здесь
http://uchitelj.livejournal.com/796137.html