Эпоха
ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ
Ранний классицизм
Мраморный дворец.
1768-1785.
Антонио Ринальди.
Фото 2007.
Прекрасный дворец первого фаворита Екатерины - Графа Римской Империи Григория Орлова, - ставшего во главе заговора, приведшего императрицу к власти 28 июня 1762 года. Дворец построен итальянцем Ринальди в стиле, называемом у нас ранним классицизмом. Отчасти эта стилистика тождествена европейскому позднему барокко: Ринальди был учеником видного мастера Неаполитанского барокоо Луиджи Ван-Виттеля, и помогал своему мастеру на постройке знаменитого дворца в Казерте. Но ещё большее влияние на творчество Ринальди оказал стиль архитектора Филиппо Юварры, работавшего на севере Италии в Турине, а также в Испании. В Мадриде Юварра построил Королевский дворец Паласио Реаль - наиболее близкий аналог Мраморного дворца.
Ринальди стоял в плеяде Русских архитекторов классицизма особняком, выделяясь тонким вкусом и неподражаемым стилем. Начинал работать в России ещё при Елисавет Петровне, сначала послужив Гетману Кириллу Григорьевичу Разумовскому в его украинских владениях, а затем став архитектором Малого двора. Ринальди построил в Ораниенбауме для несчастного Петра Третьего крепость Петерштадт с миниатюрным дворцом, а затем для Екатерины выстроил Китайский дворец и Катальную горку. Тогда (в 50-е - 60-е годы) стиль Ринальди был ближе североитальянскому (в частности Венецианскому) рококо. В период смены правлений 1762 года сменялись и архитектурные предпочтения двора. "Стиль - дело государственное" - эту фразу приписывают ещё Людовику Четырнадцатому. Известно, что Обер-архитектор двора Елисавет Петровны Граф Растелли очень ревновал к Ринальди, как к конкуренту. Однако участь Растрелли, как и созданного им пышного стиля предыдущего церствования была предрешена. Оба слишком дорого обходились Российской казне, и новая императрица Екатерина дала Растрелли отставку...
Далее: