Feb 08, 2015 10:07
"Ида" (2013), реж. Павел Павликовский
Американская критика увидела достоинства фильма в беспощадном показе польского прошлого: уничтожение евреев во время войны, затем времена подавления любых свобод в советскую эпоху. В Польше разгорелись споры по поводу того, насколько правдив фильм по отношению к полякам, раз единственное убийство евреев в фильме совершается не нацистами, а именно поляками, а также насколько правдив фильм по отношению к евреям, раз героиня фильма, еврейка, будучи прокурором, отправляла на смерть поляков. Меня это все не волнует, я в данном случае фильму безгранично верю, и созданные образы считаю удачей. У меня другой вопрос: при чем здесь Ида? Ведь ее именем назван фильм, она главная героиня, ее история - основная история фильма. Ида, выросшая в монастыре, собирающаяся вот-вот постричься в монахини, узнает, что на самом деле она еврейка, а ее родители погибли во время войны. И что? Иде предстоит сделать выбор между мирской жизнью со всеми ее человеческими радостями и горестями и возвращением в монастырь. История выбора Иды никак не склеивается ни с ее еврейским прошлым, ни вообще с чем-либо еще в фильме. Ида существует как в безвоздушном пространстве, никакого развития характера нет у этой героини, ничто из происходящего вокруг не оказывает на нее никакого влияния. Выбор Иды и тема Холокоста сосуществуют в фильме, практически не пересекаясь, две разные истории, вписанные зачем-то в один сценарий.
Вот что сказал в интервью Павликовский:
"Собственно динамика действия мне куда менее важна, чем возможность насладиться композицией кадра. «Ида» - фильм не для социальной диагностики, а для сосредоточенной медитации."
Фильм для любителей медитации. Я от кино с темой Холокоста и религиозного выбора ожидала большего. Он очень много обещает и очень сильно разочаровывает.
2013,
И,
Павел Павликовский,
кино