“Noah” (“Ной”)

Aug 26, 2014 07:14

“Noah” (“Ной”) (2014), реж. Даррен Аронофски

Я высоко ценю попытку Даррена Аронофски переосмыслить заново историю Ноя и вложить в нее собственное толкование. К сожалению, кроме попытки, ценить больше нечего. Замах на то, чтобы понять отношения человека с Богом, а также человека с человеком, прийти к пониманию высших ценностей, - вылился в нечто настолько нелепое, что местами переходит почти в комедию и трудно поверить, что Аронофски это снимал всерьез.
Мешанина из падших ангелов, похожих на трансформеров-осьминогов, массовых побоищ, а также трогательных сцен с добрым и хитроватым дедушкой Мафусаилом, оставляет ощущение, что создатели фильма ориентировали фильм на туповатых подростков, до которых надо любые мысли доносить в доступной им форме, то есть в форме самых идиотских киношных штампов.
В Библии, как известно, все, на первый взгляд, просто: Ной был праведником, поэтому Господь, уничтожая человечество, с семьи Ноя решил начать новое. У Ноя было три сына (все женатые), от которых пошли три человеческих ветви. Этой простоты для философского осмысления Аронофски оказалось недостаточно, и в фильме все гораздо сложнее: Ной мучительно пытается понять, чего же все-таки хотел от него Бог, особенно учитывая, что у его сыновей никаких жен нет, младшему вообще лет десять, а у старшего есть любимая девушка, которая детей иметь не может. Тогда Ной решает, что уничтожить надо всех людей без исключения, а спасти только цветочки и зверюшек. Тут я с ним, в общем, была вполне солидарна, потому что вся добродетель Ноя в вегетарианстве, а грешных людишек он убивает направо и налево, так что становится обидно за остальных, которым не спастись. Но (спасибо дедушке Мафусаилу!) у бесплодной подружки старшего сына рождаются две девочки, и Ной, после краткого помешательства, а также душеспасительных бесед с женой и невесткой, приходит к осознанию семейных ценностей.
Уход Ноя из семьи и трогательное возвращение в семью (на земле, где кроме них, никого нет!)сняты довольно обыденно: муж ушел, запил, раскаялся и вернулся. Хам, обидевшись на папу, тоже уходит из семьи с рюкзачком за плечами искать новой судьбы (куда?! к этому моменту Аронофски забыл, что в созданном им мире, где человеку нужен человек, идти некуда). Ну, а зритель остается с радостным чувством, что у человечества есть будущее. Правда, у Сима родились две девочки, то есть, видимо, Иафет должен будет жениться на одной из них или взять в жены обеих или для самого Ноя еще не все потеряно…? Кровосмесительная тема, которая в Ветхом завете всего лишь подразумевается, здесь, в современной трактовке, искусственно навязывается и вылезает на первый план с неуместным комизмом. Но философская концепция Аронофски не терпит вопросов, она существует вне вкуса и здравого смысла.

даррен аронофски, 2014, Н, n, кино

Previous post Next post
Up