Ворскла. Моторчик-2

May 24, 2012 17:26

НАЧАЛО ТУТ
Стоят здоровенные, со спущенными штанами, над самой водой тополя. Пух свалялся, сполз, отрывается кусками и летит. Плюёмся. Пух медленно ложится на воду, его тут же склёвывает рыба. Пуха много, рыбы много. И это непрерывное поклёвывание создаёт впечатление, будто с той стороны воды, снизу, из чистого желтого дна, дождик накрапывает.



Мы поливаем себя водичкой и лениво припоминаем, что в Киеве нынче дожди, плюс 13... А у нас жаркое солнышко, лес по краям виляющей реки, за каждым поворотом новый вид, рыбка плещется, да соловьи поют с самого утра. Редкие мартышки в цветастых шортах сидят с удочками на подтопленных корягах, при виде нас прячутся в тень. Все, как на подбор, мелкие и худые. Издали кажется, что ребёнок, а вблизи непременно усы или борода появляются. Может, мы так медленно плывём?!









Коряги, брёвна, свесившиеся или свалившиеся деревья - это самый типичный для Ворсклы пейзаж. Меня частенько посещает мысль: а каково это - видеть падение громадных, подкусанных бобром или подмытых водой стволов? Вот, например, висит над водой мощное дерево, под немыслимым углом, и хватает же силы его корням удерживать всю тушу! Плыву и всё представляю себе, с каким звуком рушится такая махина. Снимала только маленькие деревья - большие просто не влезали в кадр, ни лежащие, ни висячие. О, ещё одно поперёк русла лежит.

Высматриваем - можно ль пройти, протиснуться, или по берегу обносить? Всегда сначала кажется, что всё, в этот раз точно непроходимо. И дальше уже завал мерещится, а ближе подплываешь - есть лазейка! И снова впереди вроде бы тупик. Нескучная речка.

Серьёзный завал ждал только под селом Буланово. Рухнуло несколько деревьев, и на них тут же нанесло веток и мусора - не протиснуться, только пустые пластиковые бутылки о нос байды трутся, поскрипывают. И глубоко - по верху не протащишь, ногами стать негде. Эх, что ж делать! Перенесли по берегу...

Подплыли к селу и выкинули меня на берег в тенёчке полежать. Лежу, урчу моторчиком, с обрывистого берега в воду гляжу. Дно здесь светло-соломенное, совершенно прозрачное, стайки рыб видны как на картинке. Вот малявки косячком прошли под берегом, а вон на мели стайка побольше - десятка два их кружит, можно и рассмотреть, размером с полуторалитровую бутылку каждая - красавцы! А рыбак в воде в паре метров от них стоит и не видит.



Крайзер пришёл из села, принёс лекарство от жары. Пи-и-иво... После молочка - самое то. Урррр!!! - сказал моторчик. И мы ка-ак поплыли! Думаем - вот ещё немного - и можно на ночлег останавливаться. А людей-то! Людей... Повыезжали отдыхать, все замечательные сосновые места заняли. И ещё три бревна дружно посреди реки упали.

Тычемся влево - нет прохода. Вправо - видно, что нет. Берега высокие, сыпучие - как тут байдарку поднимать?! Разве что основательно назад против течения отгрести и вырваться вверх, и по суше тащить со всеми вещами - пока не будет видно место схода.
Покачиваемся на воде, и тут замечаем, что два бревна иногда слегка опускаются - и можно бы между ними попытаться проплыть, или попробовать по ним проползти, а дальше - бревнище огромное, высоченное - но гладкое! Надувнуха у нас или не надувнуха?!
Со второй попытки, борясь с течением, проскакиваем первое. Застреваем на втором, оно побольше. Прыгая попами и толкаясь вёслами от мелких веток, переваливаемся потихоньку и через него. Впереди - здоровенное в обхвате, возвышается над нами третье. Как стенка. Ой, нет! Не стенка - оно, зараза, ещё и прокручивается на воде! Крайзер влезает в нечувствительных к грунту бахилах, почти вслепую, на эту чудовищную раскоряжину, скользя и покачиваясь над острыми торчащими палками, над чёрной, непроглядной водой, зацепами и мусором. И принимается тащить нос байдарки. Бревно угрожающе раскачивается, Крайзер скользит, байдарка с посвистыванием, рывками, приподнимает нос над бревном. Стоп, упёрлись. Мой вес втащить не удаётся. Я хватаюсь за Крайзера, за бревно и прыгаю в берег. Не "на" берег, а "в" - потому что это стенка с мелкими углублениями, в которые я, опадая и ловя траву, пытаюсь попасть.

Получилось! Я вырвалась наверх, перехватила лодочку, держу, пока эквилибрист Крайзер пройдёт по бревну на берег и вытащит байдарку целиком. Отдельная история - с такого берега, не имея упора, в байдарку сесть! Мы герои ваще! Мы переползли и сели! Ура нам, плывём гордые и довольные. Решили - пока не стемнело, будем искать хорошее место. А как стемнеет - ладно уж, станем где попало.

Где попало не получилось. Первый раз за все походы мы остановились в дубраве. Кроны роскошные от солнца прикрывают, крепкие стволы не позволили мелочи всякой нарасти, место просторное, дров много, соловьи беснуются. А вид с обрыва - сиди и сам себе завидуй!









Клещи, конечно, есть. Но не больше, чем в других местах. Зато как здорово наблюдать за постройкой осиного гнезда! Оса строит гнездо одна - наберёт древесины полную пасть, в бумагу её пережуёт - и строит ячейки. Занята чрезвычайно - на меня внимания не обращает вообще. Когда стройматериал заканчивается, она улетает. А я отхожу на пару метров - тут ещё одна домик строит, такого же размера. Интересно, когда семьи вырастут - будет войнушка?





Утро почти без росы, небо дымка затягивает - будет дождь. Мы быстренько садимся в лодку. По солнечной стороне реки на брёвнах сидят кругляшки, серые или чёрные. Близко подплываешь - падают с громким бутлыхом. Чёрные, еще не высохшие, падают быстрее. А сонные серые можно и сфотографировать.



Ветер поднимается внезапно и как-то слишком уж бурно. Вместо обещанных 3 метров в секунду прямо в лицо прёт какой-то бешеный шквал. Приходится сильно грести и рулить - ветер затаскивает нас в камыши, тычет байдарку в песок, как провинившегося щенка. Мы нервничаем. Мельком, стараясь не отвлекаться, поглядываем на пролетающих малых цапель с синими спинками, на странных кремовых птиц, сносимых ветром, на захлёбывающихся соловьёв.
Но ветер - это единственная неприятность на сегодня. Дождь куда-то уполз, пиво продаётся недалко от берега... Иволга поёт песню ясного дня. Да и ветер - не всегда враг! Река петляет, и часто ветер заходит нам в спину и подталкивает.
Мы ждём ещё одну страшилку - легендарный завал в Санжарах, его из космоса видно было, наши предшественники описывали - горы мусора, деревьев и посередине дохлый кабан валялся. О, чудо - чисто! Так чисто, что местные на машинах приезжают с моста на реку полюбоваться, завал разобран полностью и бесследно! Только по веточкам скачут трясогузки, и снова преследует нас длинноногая цапелька.





Уходим от населённых мест, деревья стают стеной по бокам. Я иногда роняю : "Какие же дикие тут места!" - и каждый раз после этой фразы появляется рыбак. Нам смешно - мы нашли новый способ "вызывания человека"
Время от времени небо заволакивает, расчищается, снова набрасывает облака - и яростно растаскивает их снова. Какая-то генеральная уборка, право слово. Пеномойка.
А мы против ветра и волны с барашками всё гребём и гребём, ищем лесок и удобное место для стоянки.





Мы не совсем понимаем, где находимся. Кажется, почти в селе - вот и домики. А за поворотом - нету, обрывы и, кажется, деревья. Нам везёт - это дубы! Точнее - один исполинский дуб и несколько мелких в боярышниковом лесу. Чудное месло для лагеря, дрова - и нету людей! УРА! Мы дома)) Ходили за дровами - неожиданно чуть поодаль от лагеря обнаружили реку. Оказывается, она тут крутую петлю делает. А под бережком - низинка, похожая на клумбу с карликовой пальмой.





Прикинули по карте, где мы. Вроде разобрались. Я пробежалась по берегу и наткнулась на пересохший рукав реки, такой большой, что даже заблудилась. Ветер усилился - звать бесполезно, своего голоса не шибко услышишь. Пришлось по своим следам назад дорожку искать к лагерю.
А в лагере Крайзер наблюдает за бревном. Эту деревяху принесло по реке. А потом она упёрлась в грозовой ветер и попыталась бежать вверх по течению. И какое-то время ей это даже удавалось. Потом её относило вниз, и в результате она каталась туда-сюда аккурат напротив нашей стоянки.





Тут приехала передвижная барахолка с тучами. Много привезла, всяких-разных: и белые вальяжные в меху, и мелкие спортивные на синтепоне, и чёрно-синие строгие в пол! А уж рваных, узорных - целый поезд прошёл. Потом привезли позолоту, рассыпали равномерно. И гордо проволоклись мимо нас, сверкая и громыхая, здоровенные войлочные тулупы, подбитые лисьим огнём, со следами вытирания окровавленных кинжалов.
Появился олимпийский Мишка - здоровенная белоснежная тучища с круглыми ушами. Мишка медленно шёл к нам. Мы спрятали вещи. Мишка переполз реку и прицелился точнее, чтоб сразу попасть к нам в лагерь. Мы съели редиску. Потом встали и проникновенно попросили Мишку отойти от лагеря, или хотя бы повременить с грозой. Потому что нам хочется покушать, а похлёбка ещё не настоялась. Мишка остановился.

Мы косились и готовили ужин. Мы неспешно резали редиску и бесстрашно прихлёбывали супчик. Небо рычало. Молнии кромсали несчастную барахолку, растаскивали и сваливали тучи в кучу. Мишка вдруг боком-боком сполз в сторону и потащил кучу цветных шмоток с собой. Мишка уходил за речной рукав, из надгрызенного уха вырывались молнии и пытались порвать его пополам.
Нам подарили целый сухой вечер с ужином и великолепное шоу! А потом стемнело и хлынуло. И мы решили, что пора бы баиньки. Спасибо, Мишка!



Отменным солнечным утром мы плыли к мосту, грелись и указывали рыбакам, где тут лучше ловить рыбу. А потом местные, сидя в зарослях ириса на чистейшей улочке, показывали нам дорогу к автобусу. Новосанжарский район борется за чистоту и красоту - речка аккуратная, дороги вылизаны, остановки разукрашены и доступно поясняют, как правильно голосовать на дороге.









Мы - контраст и упрёк этой чистоте, хоть и преисполнены благодарности. Далеко не чистые, совсем не аккуратные, пропахшие дымом, помахали реке, дамбе, ветру и черепашкам и влезли в автобус. Вот этой самой рукой помахали, рукой офисного работника, в трудовых мозолях, ожогах и копоти.



Этой самой рукой любимый Крайзер написал стих в Ворскле!

Чего еще тут почитать:
















С мышью в кровати
Трахтемиров и Яша
по речке Сейм
Мой герой!
Одесса и трёхэтажный лиман

река Ворскла, байдарка, Полтава и область.

Previous post Next post
Up