а вот кому архивный отчет об аквариумовском концерте 2000 года

Oct 14, 2016 19:08



Bonjour, ma soeur,

или

Двенадцать стрел из десяти

Концерт


АКВАВРИУМа


в клубе Bon Mot

(бывш. Nе Трать Время,

бывш. ДК ГК ЦУ НИИЯФиХА им. С.Соловьева-Седого)

(ул. Серафимовича, 28, вход со двора)

31 ноября 2000 года (0.15 - 23.55)

(с) Запись, расшифровка: StGerman, 2000

(с) Комментарии: Bloom, 2000

Добрый вечер...

  1. Телохранитель

    (И я помню, ЧТО она пела... )

    Нам... Для нас очень приятно было прийти сюда сегодня...
  2. Мир, как мы его знали
    (Хотят они того или нет)
  3. Как тот, кто влюблен

  4. No Woman No Cry + Сестра (18 мин 30 с, с подпрыгиваньями, разведениями рук и прочим; Everything's gonna be alright, подпевали в публике. А уж когда марлевое рэгги плавно перетекло в БГшное, тут уж все повскакали с мест и принялись отплясывать то самое...)

    (Bonjour, ma soeur...) Но французская тема на этом не кончилась:

  5. Месье Дефорж в Летнем Саду...
    (Дубровский и медведь)
    (thanks to Pavel Severov)
  6. Нажми Reload... (День Рыбака)

    Спасибо.

    Мы сейчас занимаемся на самом деле нашим любимым занятием: вылить на голову ни в чем не повинным людям кучу новых песен. ("Кучу нельзя вылить", - заметил я меланхолически.)

  7. Она боится открыть глаза... (Монастырская Изба)
  8. Как стать Таней
    (Я учусь быть Таней, возвращаясь к утру...)
  9. White Sail Burning

  10. Попечитель (Опять все так, как ты хотел...)

  11. У каждой мельницы...
    (Берег св.Франциска)

  12. Я не знаю, откуда и где... (Жимолость)


  13. Трифон

    Спасибо. Спасибо вам.

    Песни из нашего нового альбома, который называется x
    и который скоро должен выйти.

    Теперь кое-что из старых добрых песен.

  14. Афанасий Никитин Буги, или Хождение за три моря-2 (с не менее аутентичной жестикуляцией, чем на концерте в "Меридиане" 1998 года)
  15. Скорбец (более-менее традиционная версия)
  16. Три сестры (не без клавиш)
  17. Влюбленные в белом купе (... Рельсы СКРИПЯТ, как лед)

    (Упал ничком. Отжался от пола. Упал опять. Встал. Надел гитару вновь. Отогнал фотографа, то есть оператора.)

  18. Девушки танцуют одни

  19. Это не песня, это шаг вброд (Сутра ледоруба)

    Мы получили большое удовольствие от вас сегодня. С вами сегодня очень хорошо.

  20. Вавилон

    (Не прерывая музыки, представил музыкантов - О.Сакмарова, А.Суротдинова (вернувшегося из дальних странствий), Б.Рубекина, О.Шара и прочих.)

    + Аристократ

    Спасибо.
    (Перерыв минуты на полторы.)

  21. До свидания, башня
  22. Ключи от ее дверей (в третьем куплете:
    И друзья предупреждали меня:
    здесь нельзя бросать якорей)
  23. Двери травы (в энергической аранжировке)

    До следующего раза.

    Вернулся. Сел. Закурил. Минуты три молча сидел неподвижно, куря и глядя в публику. Встал. Надел гитару. Сел снова.

  24. Мается
  25. Гарсон номер два (Свернул с Сен-Дени...)
  26. Blowin' in the Wind (совершенно неожиданно. Со скрипкой и неизвестно откуда взявшейся виолончелью, на которой БГ играл, держа ее, как гитару)
  27. Таможенный блюз (Моя родина - прямой эфир)

    А вот эта песня была написана, когда никого из вас еще не было на свете. Проверим: действует?

  28. Черный ворон
  29. Золовки-колотовки (тоже совершенно неожиданно)
  30. Рок-н-ролл мертв (Рок-н-ролл мертв, а ВЫ...) (с 17-минутным соло на акустической гитаре)
  31. Песенка о Ваньке Морозове
  32. Джунгли
    (Так сказал Иван Павлов
    Карменсите, когда они сходили с ума)
  33. Yesterday

    (Я не помню, пел ли БГ когда-нибудь эту песню прилюдно.)
  34. Она может двигать (Рефреш фрейма, довольно хилый почин)
  35. Десять стрел (с 10-минутным соло на флейте)

    Ушел. Музыканты остались на сцене. Вернулся спустя минут пять, неся в руке двухлитровую бутыль минеральной воды. Уселся. Открыл. Отхлебнул. Передал подбежавшему Сакмарову.

    А теперь... С недавним Днем св.Германа... потому что День св.Патрика еще не скоро...
  36. Slowly, Slowly (Golden, Golden)
  37. Carrickfergus (I wish I were in Carrickfergus...)

    Боюсь, что следующую песню вы тоже уже слышали. Но она все-таки относится скорее к сегодняшнему дню, чем ко вчерашнему.
  38. Мальчик Золотое Кольцо
  39. Bridgit O'Malley
  40. Счастье мое (с пятиминутным соло на электрогитаре перед повтором последнего куплета)
  41. Все, что мы есть
    (Так стой здесь - между Востоком и Западом,
    Югом и Севером)

    А вот этого вы не ждете... Или ждете? (Крики из зала: ждем!). Отлично. За-ме-ча-тель-но. Тогда получайте.
  42. Пустые места (при бешеных аплодисментах и свистках зала. Аранжировка сильно напоминает так называемый Пепел-98)
  43. Китай (И кроткая (пауза) барышня... )
  44. Береги свой хой
  45. Никто из нас не (ПОКА гроза, мне легче дышать, - это факт)
  46. Гиневер

    И еще...
  47. Радамаэрл
  48. Яблочные дни

    (Они ощущают

    наступление Яблочных Дней)
  49. У маленькой Мэри барашек был (G(III) - D - A - Hm)

    Из английской народной поэзии.

  50. За Максима-лесника

    Следующая песня... Если бы это был тост, то это был бы тост за всех, кто стоял и стоит за всем, что происходит. За нас, только, может быть, немножко других.
  51. О лебеде исчезнувшем
  52. Географическая
  53. Forever Young (в конце играли все вместе, создавая почти какофонический шум, продолжавшийся минут двадцать)

    Ушел. Вернулся. Черную кожаную куртку бросил в угол, остался в черной майке с традиционным кольцом на шее.

  54. Партизаны полной луны
  55. Наблюдатель (Здесь, между двух ЛУН...)
  56. Дерево

    Сел.

  57. Комиссар (пел ли когда-нибудь БГ эту песню на концертах?)
  58. Стань у реки

    Странно, что вы ничего не просите... (Крики: Железнодорожную воду! Дубровского! Грушницкого! Шизгару! Поворот! Пока горит свеча! Козлов! Козлов!)

    Мне не до конца понятна ваша любовь к этим животным... Ладно.
  59. Песня номер два + Железнодорожная вода
  60. Не трать время (с трогательным проигрышем на клавишах, исполненным БГ)

    Будем... отвечать модным веяниям...
  61. Ситар играл (третья неожиданность)
  62. Прямая дорога (Но ты - не Анри Бергсон и не Кобзон)
  63. Southampton Dock (флойдовская вещь, из сравнительно поздних, с альбома "The Final Cut", по-моему)
  64. Письмо в захолустье
  65. Звездочка
  66. Древнерусская тоска
  67. Электрический пес

    Давайте оставим эти песни в этом веке, чтобы в следующем веке... уже другими вещами заниматься...
  68. Немое кино (Десять лет) (Две тысячи лет я озвучивал фильм...)
  69. Дубровский (в конце повторял припев раз двадцать, всякий раз подставляя вместо Маша другое имя: Катя, Варя, Ирка, Света, Лена, Даша, дальше зал экстатическими криками напрочь заглушил все звуки, доносившиеся со сцены и из динамиков)

    Все ушли минут на десять. Вернулись.

  70. Soft Teacher (O you've been a child born in the outside of Trenchtown...)
  71. Mrs Robinson
  72. Инцидент в Настасьино
  73. Каменный уголь (В модернистских снах молодого дворника...)
  74. Солнце в холодной воде (Внося в свою жизнь элементы фолк-рэгги?)
  75. Хозяин
  76. Трамвай (И вряд ли я буду молчать) (в аранжировке конца 90-х)
  77. Иванов (у него в кармане Джойс)

    Но одними старыми песнями жить сложно. Так можно погрузиться в прошлое.

  78. Мы вернулись в Палм-Бич... (Рука Москвы)
  79. Инквизитор
  80. Четыре звезды (Занимательная астрономия)

    Завтра эту песню петь будет уже нельзя:
  81. Последний день ноября

  82. Weather Forecast
  83. В Дельте Гнезда
  84. Мы никогда не станем старше (22-минутная версия, с саксофонами, трубами, очень четко слышной бас-гитарой, неплохо различимой скрипкой, аутентичными запевками и всем, что полагается)
  85. Госпожа Удача

    Спасибо. Нам было очень хорошо с вами сегодня.

    Все ушли. Вернулись, неся в руках по свечечке. Долго возились, прикрепляя их на пульты, стойки и пюпитры. БГ в это время сидел на барабане, покуривая и побренькивая на гитаре.

  86. Странный вопрос (мощнейше)
  87. Рыба
  88. Когда пройдет дождь
  89. Платан (Довольно скоро я обопрусь о платан...)
  90. Меня зовут смерть
  91. Золото на голубом
  92. Новая жизнь
  93. Бурлак (Как мирила нас СЕСТРА:
    так, собственно, первоначально и было)
  94. С утра шел снег
  95. Великая Железнодорожная Симфония

    Спасибо. Спасибо вам. Спасибо вам большое.

  96. My Back Pages

    Маленький сюрприз для членов группы. Не знаю,
    может быть, для вас тоже, но для них - точно...

  97. Мозговые рыбаки
    (Я спою им "Stand in Dark"?
    Но не "Бэби квак", это совершенно точно))
  98. Don't Think Twice (тоже дилановская, понятное дело)
  99. Наступила зима. Все отправились спать... (песня Катерины Тренд)
  100. 'Tis youth and folly... (сл. J.Joyce'a)
  101. In winter when the fields are white... (сл. L.Carroll'a)
  102. A Literary Dinner (сл. V.Nabokov'a)
  103. Кто ты такой?
  104. Гуд бай, Америка (зал был в диком восторге)

    Ну, и тогда... to be complete...

  105. Я хочу быть с тобой (похоже на студийную
    запись начала 90-х, только саксофон здесь играл в конце минут десять)
  106. Революция г-на Шевчука. Кто ж ждал-то?
  107. 25:10
  108. Made in U.S.A. (All my life I used to live...) (сл. Дм.Быкова)

  109. The Times They Are A-Changin'
  110. В подобную ночь
  111. Дерзость (Разговор перед боем)
  112. Не стой на пути (Об этом ПИШЕТ любая @)
  113. The Lonesome Death of Hattie Carroll
  114. Генерал
  115. What's My Number? (тоже саймоновско-гарфанклевская)
  116. The House of the Rising Sun

    Вот.

    Ушел на несколько минут. Вернулся.

  117. В твоей руке (Твой дом - в деревянном городе...) (песня А.Горохова) (еще одна неожиданность)
  118. Блюз во имя ночи + Я - змея (с электрическою мощью)
  119. Queen Jane Approximately
  120. Если бы не ты
  121. Перекресток Тысячи Дорог (Я не могу остаться здесь...)
  122. 212-85-06
    (со всякими смешными феньками и попевками в духе 85-го
    года)
  123. Под сенью твоего крыла

    Когда жизнь темна,

    и некуда идти, как в бреду?,

    когда в душе моей - копоть? и гарь,

    ... сгоревшей в аду?, -

    я не спешу глядеть в окна,

    я знаю, чьи это дела,

    и я ищу вверху отблеск твоего крыла.

  124. Сторож Сергеев (И быстро вливают "Вдову Клико"...)

    Ну, чего еще вы от меня не ждете? (...) Не-ет... это
    то, что вы ждете...

  125. Let It Be (с фантастически красивой импровизацией на клавишах, чем-то неуловимо напоминающей музыку к "Ассе")
  126. Из Калинина в Тверь
  127. Still Remain (знаменитая песня Саймона и Гарфанкля,
    я не знаю ее настоящего названия. БГ спел ее
    так, что было полное ощущение ЕГО авторства, как
    будто он сам написал ее неделю назад - и вот принес показать.
    Скрипка - изумительная. В нее вплетались звуки всех трех гитар.
    Все это длилось
    минут двадцать. - И после этого кто-то кривит губы и говорит, что
    АКВАРИУМа больше не существует?)
  128. Откуда я знаю тебя
  129. Тяжелый рок
  130. Цветы Йошивары (с 11-минутным оркестровым проигрышем в конце)

    Спасибо. Нам было очень приятно...

    Все ушли на четверть часа. Зал кричал: "Бо-РЯ! Бо-РЯ!", не умолкая ни на секунду.

  131. СтопМашина
  132. Radio Silence
  133. Нью-йоркские страдания
  134. Can't Stop Repeating Your Name
  135. Прощай, детка (песня Майка)

    И... здесь же... тогда уж...
  136. Прощай, девка (песня Н.Полевой - В.Шахрина - О.Арефьевой)
  137. Поплачь о нем (зал, естественно, подпевал)
  138. Гость
  139. Некоторые женятся

    Вы не устали? Чувствуете себя хорошо? Тогда опробуем на вас еще кое-что...
  140. Я вышел вон... (Жалость)
  141. Похоже, здесь нет... (Серафим)
  142. Аделаида-2000
  143. Оставь меня дома, выключи свет...
  144. Когда ты забудешь все...
  145. Свободы сеятель пустынный...
  146. Дорожный налог (Она смотрела ему вслед две тысячи лет подряд) (зажигательный блюзо-рок-н-ролл)
  147. Патер Браун (Патер Браун вернулся домой...)
  148. Свобода (Ты не помнишь ни о чем...)

    Спасибо. Мы вам очень признательны. Спасибо вам, что вы есть.
  149. Рождественская песня
  150. Новая песня о Родине
  151. Без названия
  152. Как движется лед

    Оказывается, есть песни... достаточно уже давние...
    которые по-прежнему можно петь, несмотря на то, что
    они уже спеты... Вот, кстати, есть еще и такая песня:

  153. Пока не начался джаз (Наконец-то кончился век)
  154. Стерегущий баржу (А мы все плывем через это ВЫТЬЕ)
  155. Дети декабря (с 8-минутным проигрышем в конце)

    Спасибо. Спасибо вам.
  156. Река (Одно время это вообще была
    моя любимая песня БГ раннего периода (ранних восьмидесятых).
    Особенно ее прозрачное, золотистое начало (исток).
    И теперь БГ возродил ее, насытил акустическое звучание
    современными электрическими и полуэлектрическими
    ритмами. Почему он не включил ее в "Территорию"?
    По-видимому, просто не хватило места.)
  157. Минус тридцать
  158. Начнем с радости (Мальчик)
  159. Отец Яблок (14-минутная версия)
  160. Promises of Eden
  161. Однолюб
  162. Ржавый жбан судьбы
  163. Серебро



Концерт был, как уже сказано, хорош. БГ был в духе. Видно было, что ему нравится петь все эти новые песни: для меня новыми были семнадцать, что абсолютный рекорд начиная чуть ли не со времен Русского альбома и Пси, да и то я почти все песни из Русского альбома знал уже в сентябре девяносто первого (и там новых песен было в два раза меньше). С новой программой (x) вышло иначе.

Кто и на чем играл (слева направо, если стоять там, где стоял БГ, и справа налево, если смотреть от нас):
  • Олег Сакмаров - на флейтах, дудках, саксофоне и прочем, в своем духе; еще он подпевал в "Вавилоне" etc.;
  • Андрей Суротдинов - на скрипке, понятное дело. Удивительно то, что скрипку его было даже иногда слышно, причем порою довольно громко. Впрочем, иногда ее не было слышно совсем, хотя он водил смычком с усердием;
  • собственно БГ (традиционная гитара, традиционный вокал);
  • позади БГ - О.Шар (работал за троих);
  • басист;
  • Борис Рубекин (boris.ru) - за клавишами.


Я долго думал, какой бы эпиграф подобрать к концерту "Из Вавилона в Вифлеем" (ибо именно так БГ назвал его):
  • Здесь, между двух рек...


  • Но весна придет...

  • Напои меня чем хочешь, но напои,

    я забытый святой

    в мире чужой любви,

    я потерял связь

    с миром, которого нет

  • Но мы останемся теми же,

    когда мы станем кем-то еще


(Etcetcetc.)

И еще много чего было, вполне афористичного, вполне БГического. Говорят, что новый альбом (это самое "Кси" (x) появится в декабре. БГ сообщил, что он уже записан.

Интервью БГ журналам Ланч и Ланчен Мит, 31.XI.2000

(в расшифровке использованы также фрагменты пресс-конференции БГ после концерта в Бонмоте)

- Борис, наши, скажем так, читатели очень хотели бы знать, как получилось так, что вот эта вот как бы новая программа была, скажем так, обнародована вот только вот сейчас, тогда как, наверное, эти песни существовали, ну, были записаны еще давным-давно, скажем так, во времена Пси или, скажем, Русского альбома, или даже, не побоюсь этого слова, Арокса и Штера...

- Я не знаю, почему это так получилось.

- ... потому что, согласитесь, когда вот каждая как бы песня - она ведь существует не отдельно от какой-то, скажем так, программы или там альбома... Как говорится, красота спасет мир, уж полночь близится, а Германа все нет, в человеке все должно быть прекрасно, у нас секса нет, возьмемся за руки, друзья, тайное становится явным, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, китайцы желают своим врагам - чтоб ты жил во время перемен, хотели как лучше, а получилось как всегда, надежда умирает последней, любви все возрасты покорны, а талантливый человек талантлив во всем... Как вам это удается?

- Я не знаю. Просто... нам повезло, что мы были причастны к записи этой музыки...

- Марина Шлисс, Интерфакс АиФ. Не кажется ли вам, что за последние десять-пятнадцать лет музыка АКВАРИУМа пробрела тоскливое, заунывное, однообразное звучание, и сам так называемый саунд способен разве что усыпить так называемую публику? Если же говорить о текстах так называемых песен, то они в лучшем случае кажутся неуклюжими подделками под ваши хиты прошлых лет, вроде Козлодоева, Города золотого или пресловутого Поезда в огне. Песни утрачивают мелодию, смысл, сюжет, если угодно. Они становятся просто набором плохо вытверженных звуков. Недаром на сегодняшнем концерте Вы два раза признались: Я так и не выучил слов... В Ваших песнях больше не осталось ничего, что в былые годы так притягивало к Вам Ваших поклонников и в известном смысле соратников, сподвижников и единомышленников: Боба Дилана, Джоан Баэз, Джоанну Стингрей, Дейва и Рода Стюартов, Пола Маккартни, Пола Саймона, Пола Корри, Джорджа Харрисона, Дэвида Боуи, Брайана Ино с Дэвидом Бирном, А.Учителя, В.Пелевина, А.Левина, Катерину Тренд, Павла Северова, Сергея Варюшкина, А.А.Венедиктова, А.Макаревича, известного индустриального теннисиста Вс.Гаккеля, А.Титова, С.Щуракова, о.Германа, Кейт Сент-Джон...

- Вы совершенно правы.

- Александр Плющев, Эхо Москвы. Не кажется ли вам, что этот концерт - совершенно уникальное явление, действо, ну, называйте как хотите, - показал всем вашим сподвижникам и коллегам, как, собственно, можно и нужно писать песни? Это гигантский шаг в сторону настоящего искусства. Во всяком случае, у меня сложилось впечатление, что песен такого уровня никто никогда не создавал и создать не мог бы. Со старым АКВАРИУМом, времен Блюза диких людей и Двух поездов, это даже сравнивать смешно, разница колоссальная... Мне представляется, что вы сделали громадный шаг вперед. Не кажется ли вам, что эта новая программа АКВАРИУМа представляет собой, я не побоюсь этого слова, действительно новый шаг не только в развитии отечественной музыки, но и, в общем-то, весомый вклад в мировую культуру?

- Полностью согласен с вами.

- Frederick McRawitz, CNN. Would you please explain me the possible perfect proper meaning of your favourite word TOCKA? It seems to me it's the main key to all your modern songs and, generally, to all nowadays' life in Russia.

- TOCKA means SKORBETS. Blues, actually. Here's a contemporary meaning of this word.

- Jean Milleut, Le Temps. Boris, avez-vous jamais regardait une fleuve?

- Oui. Toujours.

- Дана Маркус, НТВ. Борис, почему в Ваших песнях все меньше секса? Вспоминается теория Павла Северова о понижении сексуальности в жизненном цикле БГ... Он сравнивает старую и новую версии Заповедной песни, Костромы votre amour и Дороги в Дамаск...

- Полностью разделяю эту теорию.

- Ваня Ребров, журнал Cool Goo. А скажите, почему в последнее время Вы стали одеваться по-другому? и кто Ваш кутюрье? и какую туалетную воду Вы предпочитаете? и пьете ли Вы по-прежнему те французские вина, о которых упоминается в известной песне Майка?

- Я не знаю.

- Сашенька Хотяинцева, Митин журнал. Ваше увлечение дзен-буддизмом не противоречит Вашей приверженности христианским ценностям и идеалам? И что для Вас - православие? В чем его отличие от, скажем, того же индуизма, от даосизма, от пятидесятничества? И в чем смысл человеческого существования?

- Я не знаю... я не думаю, что в жизни людей вообще может быть какое-то отличие одного от другого... А смысл существования... я думаю, что Вы сами можете не хуже меня ответить на этот вопрос.

- Eloise Иванова aka Евангелина aka Евдундоксия, Пустые места. Почему Время радости в 1991 году превратилось в День радости? Леля Сагарева сказала, что это - чтоб особо не радовались...

- Святые отцы говорили, что есть только один грех: не радоваться, - и были правы.

-

StGerman aka Bloom
, Finnagains Wake. Борис, на сегодняшнем концерте Вы спели одиннадцать композиций, написанных Вашими западными коллегами. Как получилось, что альбом англоязычных песен, сочиненных не Вами, так и не был записан, хотя, насколько мне известно, он был задуман и для него даже было сделано несколько заготовок (например, No Woman No Cry и White Sail Burning, вошедшая позже в Кунсткамеру)?

- Все впереди.

- И проясните, пожалуйста, Ваше отношение к песне Св.Герман. Многие думают, что она попала в альбом исключительно по моей просьбе.

- Ну... Это был такой святой, который отправляется в странствие и потом, спустя некоторое время, возвращается и обнаруживает, что там, откуда он ушел, его уже не понимают. Песня была написана (точнее, дописана) во времена Radio Silence.

- Так что у меня, можно сказать, алиби...
И это непонимание..?

- Это кажущееся непонимание. На самом деле все... большинство людей его понимает прекрасно.

Кстати, я тут придумал замечательное начало для этого интервью. Придя к Борису Гребенщикову, мы застали его в состоянии глубокого мистического транса. Голос был едва слышен, белки глаз закачены. Вероятно, он общался со святыми или с кем-нибудь еще.

(с) Мастеринг: StGerman, 2000.

поведение сморчков в свободном обществе, большой выбор сигов, Аквариум, лимонные дольки

Previous post Next post
Up