"Мир". Попытка примириться с собственным Я

Jun 28, 2021 19:33


Наньпай Саншу написал серию "Записки расхитителя гробниц". Теперь он создал новую книгу "Мир", где описывает свои болезненные попытки воссоединения с обществом.

___________________________________________________________________________________________________
Перевод
"Записок расхитителя гробниц" продолжается

Переводчик работает абсолютно бесплатно. Но если кому-то захочется сказать спасибо, сделать это можно на странице ю-мани: https://yoomoney.ru/to/410012035920515
___________________________________________________________________________________________________


После того, как «Заметки расхитителя гробниц» стали популярными, Наньпай Саншу не только стал знаменит, но и взвалил на себя огромную ответственность. Все, кому не лень, спрашивали:

"Написали ли вы еще что-нибудь новое?"

"Все ожидают, что вы будете больше работать, следующая книга будет лучше, чем "Записки", почему нет новых книг?"

Находясь на пике славы Наньпай Саншу заявил, что он больше "не может выносить все это". Он прекратил писать, оказавшись в психиатрической клинике. В 2013 году Наньпай Саншу рассказал о своей жизни в условиях госпитализации в эксклюзивном интервью Evening News. Тогда он говорил: "Я не хочу вспоминать последние шесть месяцев." Он категорически заявил, что больше не собирается издавать книги, он вообще не заинтересован в публикациях. Ничего не объясняя, он сказал: "Я просто пока не могу."

Прошло семь лет. Во время эпидемии этого года(прим.переводчика - 2020 года) Наньпай Саншу наконец завершил роман "Мир", который станет первым в "Больничной серии". Он начал этот проект, так как теперь уже готов объективно взглянуть на свой тяжелый опыт, проанализировать причины своей болезни и попытаться примириться со своим нынешним "Я".



Когда я брал интервью у Наньпая Саншу на прошлой неделе, он казался спокойным и уравновешенным, объясняя: "Психическое заболевание вылечено, теперь я хожу в больницу только чтобы решить проблемы с позвоночником." Изменения, произошедшие с ним, очевидны: семь лет назад он выглядел беспомощным перед всеобщим вниманием. "Внимание окружающих, их слова я воспринимал мучительно, но именно они позволяли мне чувствовать, что я все еще жив." Семь лет спустя, после долгого лечения, он стал безразличным к окружающим его людям, потому что, как он сказал, "законы человеческого сердца одинаковы для всех".(прим.переводчика: эта мысль часто звучит в репликах третьего дяди Саньшена и его отца на протяжении всего повествования "Записок расхитителя гробниц")

Слыша имя Наньпай Саншу (настоящее имя Сюй Лэй) читатели сразу вспоминают "Записки расхитителя гробниц". Эта серия книг сделала автора популярным во всем мире. В 2011 году его доход составил 15,8 млн. юаней, он занял второе место в списке богатых писателей, уступив только Го Цзинмину. В то время он вел блог на Sina Weibo, у него было почти 7,8 миллионов подписчиков. Но в марте 2013 года Наньпай Саншу объявил, что проект завершен: "Я решил, что не буду больше писать... Прошу прощения, но я больше не выдержу." Однажды он признался, что в процессе работы над "Записками расхитителя" уже замечал творческую депрессию. СМИ тогда предполагали, что она может смениться настоящей. В апреле 2013 года блог Наньпая Саншу был обновлен. За него выложил пост его отец, Сюй Фулун, опубликовав последние новости о состоянии здоровья сына. Еще раньше об этом писала его жена, сообщая, что он страдает психическим заболеванием. Наньпай Саншу был госпитализирован, и эта новость вызвала горячие дискуссии на Weibo, а количество репостов оригинальной новости превысило сто тысяч.

Такой ажиотаж вынудил Наньпая Саншу отказаться от всего. В период лечения у него было достаточно времени, чтобы подумать о себе и своем состоянии в покое и тишине, не испытывая давления окружающих его людей. Другие видели его ненормальным, эта анормальность в глазах окружающих дала неожиданный эффект: осознание своей индивидуальной "нормальности". И это осознание привело к новому всплеску творческого вдохновения. В это спокойное время, когда круг общения ограничивался родными, врачами и пациентами больницы, он ощутил интерес к проблемам психических заболеваний, а это открыло новую творческую дверь. Фрагменты своих наблюдений, мыслей и выводов он связал в причудливое повествование, превратившееся сначала в рассказ, потом став книгой, которая дала начало новой литературной серии.

Повествование в новой книге ведется от первого лица в виде письма к читателям. Наньпай Саншу выстраивает фантастический мир между реальностью и фантазией, где разворачиваются все его причудливые истории и идеи. Неизвестно, как книгу воспримут читатели, но уже понятно, что жизненный опыт в сочетании с последовательным стилем повествования, свойственным Наньпаю Саншу, будет весьма интересен.

В предисловии к "Миру" Наньпай Саншу написал о своим нынешнем состоянии: "Заболев, я обнаружил, что оказался в пустоте, когда большинство нормальных людей от меня отвернулись, стараясь держаться подальше. Я ожидал, что такое положение вещей сделает меня несчастным, но оказалось, что мое психическое заболевание стало для меня своеобразным убежищем." Наньпай Саншу интерпретировал это, как пассивное бегство и сопротивление социальному давлению. Отвечая на вопросы интервью, Наньпай Саншу сказал, что расценивает свою жизнь в психиатрической больнице, как своего рода свободу после невыносимого бремени славы и богатства, так неожиданно свалившихся на него: "Там нет того давления и бремени ответственности, с которыми вынуждены сталкиваться люди в социуме. Чувствовал себя, как кошка или собака, которым не понять, почему страдают люди."

Нанпай Саншу сказал, что теперь в его жизни есть только две важные вещи: работа и лечение. Во время интервью мы еще раз говорили(прим.переводчика : видимо, было еще одно интервью, которого я пока не нашла) о той пустоте в мозгу, которую он ощущал, и о состоянии дереализации. Симптомы дереализации все еще проявляются, но теперь он научился с ними справляться, считая опыт, получаемый в таком состоянии не истинным.





Безумие и творчество

Многие художники страдают психическими заболеваниями. Считаете ли вы, что такие проблемы профессиональными заболеваниями творческих людей?

Многие мои коллеги, с которыми мне довелось общаться лично, больны. У некоторых писателей встречается диссоциативное расстройство, симптомы которого только способствуют творческой работе и творческому восприятию. На самом деле дар писателя заключается именно в особенном восприятии окружающего мира, он воспринимает объект своего творчества иначе, чем обычные люди, и таким образом способен формировать более многоплановые идеи и композиции, чем нормальный человек. Создавая свои произведения, художник испытывает большую гамму чувств и эмоций, которые он, в силу своего особенного восприятия, может передать через камеру, текст или картину. Но тут есть и другая сторона проблемы: такая широкая гамма эмоций вызывает у творческой личности шок, тогда как для обычного человека это будет всего лишь стрессом.

Если вдохновение так негативно действует на личность художника, может быть, стоит отказаться от творчества, чтобы сделать свою жизнь безопасной?

В самом начале я думал об этом, как и многие другие, кому пришлось столкнуться с похожими проблемами. И пришел к выводу, что отказываться не стоит. Люди вроде нас должны научиться "закрывать двери и окна", особенно с возрастом. В какой-то мере такой метод снизит эффективность творчества: надо будет тщательно продумывать, что и зачем писать, не распыляться на все идеи, которые приходят в голову.

В психиатрии есть понятие "избегания". Когда вы заболели, вашей целью было именно "избегание" проблем?

Да, такая цель важна. Но уклонение от действий асоциально. Незавершенные судебные процессы, не разрешенные реальные споры - это все равно требует решительных действий. У творческого человека есть талант, но нет способностей предпринимателя. А любовь поклонников к творчеству писателя накладывает на него большую ответственность. В этом и лежит суть проблемы. Многие думают так: если человек талантлив, то он должен постоянно добиваться новых вершин, брать на себя новые социальные обязанности, делать больше и лучше. В противном случае считается, что творческий человек напрасно тратит свою жизнь и выделенное ему время, теряя дар, данный ему Богом. В отличие от многих гениальных людей, я писал не только сердцем, но и умом, я не был зациклен на творческом процессе. Но ожидания окружающих слишком давили на меня. Быть популярным очень утомительно, вокруг огромное число людей, которые считают себя вправе учить, как надо формировать вашу личность.

В психиатрических больницах пациентов обычно ограничивают в свободе: не дают доступ в интернет, отбирают телефоны, ограничивают общение в родственниками и внешним миром. Вы же сказали, что это была своего рода свобода. Почему?

Да, на самом деле это была абсолютная свобода. Я считаю, что многие даже наслаждаются таким положением, и впоследствии не хотят возвращаться в социум. Я по сути своей очень замкнутый человек, не стремящийся к социальной активности, мне было очень комфортно находиться в замкнутом пространстве, где мои мысли и дух были полностью свободны. Да, в некоторой степени лекарственные препараты затуманивают разум, но по большому счету не ограничивают свободу, даже наоборот. Потому что без них биполярное расстройство само по себе ограничивает. Это либо слишком вялое существование, либо гиперактивное, и человек зависит от этих фаз.

Слава и удача - духовная ловушка

Вы беспокоились, что ваша новая книга не будет закончена.С какими трудностями вы столкнулись в процессе создания?

Существует два литературных метода. Первый: предлагать что-то инновационное либо строить "мосты" между миром художника и реальным обществом. Второй: углубляться в переживания и отношения персонажей. "Мир" - это "мост" между моим внутренним и реальным миром. Я не ставил цель углубляться в психологию. У меня уже готовы сюжеты для четырех книг и они постоянно обновляются. Чем больше я работаю над серией, тем история становится более захватывающей. Но в самом начале казалось, что я не смогу закончить, я не видел еще цельного сюжета, каким он стал теперь. Так получилось, что я начал писать книгу в удачный момент моей жизни. Мне потребуется еще много усилий и времени, чтобы закончить ее, лет десять, наверное. Сейчас я знаю, что не сдамся. Но если бы начал книгу на пару лет раньше, когда у меня еще не было такого свободного мировоззрения, то ничего бы не вышло.

Сюжет книги "Мир" вы увидели во сне, в ней есть явные элементы научной фантастики. Этот совсем другой жанр, отличный от "Записок расхитителя гробниц"?

Я всегда видел много ярких снов с интенсивными событиями и точным содержанием, поэтому всегда старался использовать их для своего творчества. Как ни странно, но в этом плане "Мир" и "Записки расхитителя гробниц" очень похожи, различаются лишь способами объяснения сюжетных коллизий. Есть два способа объяснить события сюжета. Первое: строго научное, объективное, тогда жанр книги будет близок к научной фантастике. Второе: для объяснения сюжета использовать мифологию и субъективное восприятие мира, тогда это, скорее фэнтези, мир фантазий. В "Больничной серии" я пытаюсь использовать двусторонний взгляд на окружающий мир, ведь больные и здоровые люди видят все по-разному.

Почему вам снятся такие яркие сны?

Когда накатывает вдохновение, оно требует выхода, воплощения. Если не воплотить, что оно перельется через край. Этот излишек остается мечтами, фантазиями, снами. Получая такую информацию, я стараюсь очистить свои мысли, тогда получается преобразовать все в слова. Как только эта информация становится словом, она словно исчезает из меня. Для меня процесс созидания напоминает переедание, когда нужно переварить съеденную пищу.

Теперь, оглядываясь назад, расскажите, что для вас значил успех серии "Заметки расхитителя гробниц" и последовавшие за ним слава и богатство?

Это была духовная ловушка. Создалась иллюзия, что я стал обладателем множества вещей, обязанностей, я поддерживал эту иллюзию. Эта иллюзия отличалась от реального положения дел, вероятно, поэтому приносила массу беспокойства. Я по сути попал в ловушку собственного мышления, запутался, считая, что надо не только создавать новое, но и делать это быстро. Не знаю, почему, но я тогда думал, что всегда смогу делать все хорошо и быстро. Теперь, когда я притормозил, то понял, что нет необходимости торопиться. Я не знаю, откуда внутри меня появилось такое давление, может быть, боялся, что потеряю что-то, упущу момент. Но вопрос времени в творчестве вторичен, на первом месте должно быть желание.

Сейчас к вашему творчеству проявляют мало внимания. Не думаете ли вы, что нельзя останавливаться, чтобы публика не забыла о вас?

Думаю, это даже хорошо, что обо мне позабыли. Мы живем в сумасшедшем мире, это отлично, что меня не замечают. Раньше меня постоянно подстегивали. Если новая книга не появилась в течение года, то читатели утверждали, что я не прав. Но теперь-то я знаю, что прав. Если создам отличную книгу - прекрасно, но если у меня нет возможности вовремя что-то написать - это не грех, и не ошибка. Творчество должно приносить удовлетворение, и да, сейчас я хочу писать.

Реальный мир никогда не заканчивается

Как изменилось ваше отношение к оценкам окружающих с годами? После выхода «Мира» вы следуете какой-то психологической концепции, сталкиваясь с мнением окружающих вас людей?

В самом начале меня очень волновало мнение окружающих, но в какой-то момент стало все равно, что обо мне думают. Особенности человеческого общения сильно утомляют и приедаются. Я обнаружил, что человеческая ненависть и доброта очень похожи. Например, пользователь в сети ругает вас, в первый момент это очень обидно. Но после тридцатого негативного комментария начинаешь воспринимать его, как критику. Такая критика или вербальное насилие накатывают волнами, после второй-третьей волны начинаешь понимать правила, по которым они на тебя действуют. И становится трудно воспринимать такое всерьез, потому что это скучно.

На самом деле, ценности многих молодых людей в наши дни - это менталитет соленой рыбы - "лежать на брюхе и высмеивать". Что вы думаете по этому поводу?

Я думаю, для такого поведения есть несколько причин. Одна из них заключается в том, что многие родители сейчас занимаются только своей жизнью, редко пересекаясь с собственными детьми. У них нет общих печалей и радостей, их судьбы идут различными путями. Я из поколения восьмидесятых, наши родители отдавали нам часть своей жизни, можно сказать, жертвовали своей жизнью ради своих детей, пока те не вставали на ноги. Поэтому существование людей моего поколения обременено ожиданиями многих людей, особенно родных, вложивших в нас так много. А кроме того, нынешнее поколение не представляет себе, что такое не иметь денег на еду. Когда я был ребенком, у моей семьи часто не хватало на то, чтобы купить что-то на ужин. Мы видели мир более горький и жестокий. Сейчас жизнь моего поколения наладилась, но до сих пор мы не смеем обернуться назад, опасаясь вернуться в эпоху пустоты.

Современные люди определяют успех слишком узко: богат, значит, свободен. Для вас богатство тоже означает некую свободу? Нужно ли добиваться настоящей свободы, если достаточно денег?

Деньги - это свобода... сказочное заблуждение. Сказки часто заканчиваются словами: "Пережив много невзгод, принц и принцесса жили долго и счастливо." Но в реальности так не бывает, чтобы до определенной черты все было плохо, а после нее - только хорошо. Испытав страдания, вы можете решить проблему, но последствия останутся. А еще более вероятно, что принц и принцесса в дальнейшем снова столкнутся с суровыми испытаниями. Так что в реальном мире нет такой черты, где, получив богатство, ты станешь свободен раз и навсегда, потому что мир изменчив и непостоянен. Да, можно достичь определенного уровня благосостояния, но это не значит, что так будет всегда. А кроме того, силы и боль, затраченные на получение богатства, могут превысить степень удовлетворения. И это богатство и свобода, которую оно дает, будут совсем не в радость.

Существует утверждение: если в жизни все хорошо и спокойно, значит, кто-то за вас несет ваше тяжкое бремя. Вы согласны с этим?

Если у вас все хорошо и стабильно, значит, точно кто-то за вас несет двойную ответственность. Но так не должно быть: только самостоятельно принимая на себя ответственность, постоянно обучаясь и изменяя себя, мы можем достичь некоторой степени покоя. А если кто-то взял нашу ответственность на себя, мы должны быть благодарны, а не считать, что мир, покой и богатство сами по себе на голову свалились.

В настоящее время кино и телеиндустрия все больше используют литературные произведения в качестве основы для своих проектов. Из-за этого возникает множество споров по поводу интеллектуальной собственности, наблюдается приток большого количества творческих ресурсов и талантов. Является ли литературная индустрия конкурентоспособной?

На самом деле отличных работ очень мало. Впрочем, так было всегда. Иногда мне кажется, что конкуренции в искусстве быть не может. Это индустрия, в которой очень сложно завершить проект, и если уж удалось - то это победа. Нынешняя ситуация в литературе больше похожа на реалити-шоу, где хорошо заботятся обо всех, наблюдая, кто проживет дольше. Со стороны кажется, что спрос на литературные произведения в кино и телеиндустрии велик, но на самом деле это не так, они тоже предпочитают качество количеству.

Источник: Beijing Evening News

Автор: Чен Мэнси

Редактор: u020

Авторские права на текст принадлежат Beijing News Group и не могут быть воспроизведены или адаптированы без разрешения.

Переведено: Анастасия Шацкая

интервью с писателем, Наньпай Саньшу, daomu biji, Сюй Лэй

Previous post Next post
Up