Тайна шелковой книги Сражающихся царств

May 20, 2021 20:05


Я был очень смущен: "Дядя, может, я немного глуп, но разве ты действительно можешь увидеть карту там, где есть лишь иероглифы?"

"Да что ты понимаешь? Это каллиграфия и живопись: графическими методами детально описано расположение и место. Мало кто может прочитать эти надписи правильно. К счастью, у твоего дяди есть некоторый опыт. В этом мире, кроме меня, в такой карте разберутся всего человек десять, не более."

"Дворец семи звезд Лу Шан Вана" глава 3

С самого начала меня интересовал метод, с помощью которого была зашифрована шелковая книга Сражающихся царств в "Записках". Поскольку повествование ведется от лица главного героя, а он в способах шифрования полный профан, потому в книге долгое время этот вопрос был не раскрыт.

За это время я лично успела перебрать кучу известных мне способов, остановившись на тех, что могли быть использованы в Китае. В качестве исходных данных взяла графический принцип шифровки: текстом зашифровывается рисунок-карта.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Перевод "Записок расхитителя гробниц" продолжается

Переводчик работает абсолютно бесплатно. Но если кому-то захочется сказать спасибо, сделать это можно на странице ю-мани: https://yoomoney.ru/to/410012035920515
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Методы шифрования в древнем Китае.

В трактате "Основы классической военной науки" был описан один из древних шифров, который до сих пор считается самым действенным. Два человека, обменивающиеся тайной информацией выбирали один текст или стихотворение и для составления сообщение использовали группу иероглифов, выбранную в определенном месте этого текста. Возле этой группы знаков ставилась пометка, по которой получатель знал, какими иероглифами записано скрытое сообщение. Отправлялся текст целиком, но посторонний человек видел в нем лишь текст, а не спрятанное там сообщение. Расшифровать такие сообщения могли лишь те, кто знал о договоренности. Минус этого способа состоял в ограниченном количестве иероглифов для шифровки, но для военных целей много и не надо.

Традиционные методики шифрования, которые были популярны в древнем мире Европы и ближнего востока, в Китае не прижились бы. Это связано с лингвистическими различиями алфавитов. Большинство европейских шифров основано на алгоритмах подстановки, многозначность китайских иероглифов, которые по сути не буквы, а слова, делает эти методы невозможными. Однако, один из таких способов в Китае использовали: решетка Кардано. В трафарет вписывается сообщение. Потом трафарет убирается, а к буквам на листе добавляется лишний текст. Без соответствующего трафарета или знания закономерности такой текст не расшифровать.



В качестве криптографических сообщение использовалась и стенография. В Китае это было так называемое "травяное письмо" цао шу. Стилей китайской скорописи было много, все они соответствовали следующим принципам:

  • упрощенность
  • плавность и безотрывность
  • скорость написания



И в эти принципы не входила разборчивость. В результате запись выглядела, как бессмысленных набор плавных линий. И только мастера цао шу способны были видеть в хаосе этих линий закономерность и содержание.

Кроме того, сам по себе китайский язык, точнее группы языков, использовавшихся на территории Китая - сам по себе естественный шифр. Секрет заключается в диалектных тонах.

"Черная черепаха, отторгающая грехи! Я же сразу почувствовал, что "черная черепаха, отторгающая грехи" - бред сивой кобылы с точки зрения фен-шуй! ...На самом деле эта фраза изначально не была шифром. Третий дядя действительно использовал хитрый, но очень простой способ передать мне сообщение так, чтобы никто другой не понял...Все очень просто. Так как я вырос в Ханчжоу, то очень хорошо владею местным диалектом. Это и есть секрет."

"Небесный дворец, парящий над облаками". Глава 33

В книге сказанная на пунтухуа бессмысленная фраза про черепаху на диалекте Ханчжоу легко превратилась в понятное указание. Секрет был в омофонии, омонимии и диалектном тоновом произношении.

Омофоническое китайское шифрование известно с древности и расшифровать его европейцам очень трудно, для этого надо идеально знать пунтухуа и хотя бы еще пару диалектов. А вот для китайцев игра с омофонами довольно привычна, особенно ее разновидность - математическая омофония. Дело в том, что произношение многих слов в китайском языке схоже с произношением цифр. Это позволяет зашифровывать текст цифрами. Этот способ шифрования уже нельзя назвать тайнописью, он активно используется в интернете, где проще набрать цифры, чем группу иероглифов. Так, например пожелание всех благ в цифровом виде выглядит так: 168.

Однако , в "Записках" использовался другой метод, который антигерой Цю Декао назвал методом точечной матрицы. Напомню, его зашифрованный текст на самом деле был рисунком...

"Идею правильной дешифровки он нашел, как ни странно, в китайской "Книге вышивки", где в большом количестве приводились схемы, которые напомнили ему точечную матрицу. Это оказалось просто и сложно одновременно. Сама система такого шифрования проста, как и схема вышивания, которая понятна любой, даже начинающей мастерице, но ее надо увидеть, а все дешифровщики пытаются не видеть, а читать."

"Город Дьявола. Змеиное болото". Часть 1. Глава 10

Методы шифрования точечной матрицей

Точечную матрицу для шифрования стали использовать только в эпоху информационных технологий. Перфокарты стали первыми носителями информации для вычислительных машин. Для шифрования данных на них использовался двоичный код, реже текстовый режим. В дальнейшем этот принцип сохранился и на других информационных носителях: магнитных, оптических, цифровых.



С двоичным кодом все понятно: различными сочетаниями двух символов можно обозначить любое количество цифр, букв алфавита. На этом принципе основана и знаменитая азбука Морзе.

Текстовый код несколько сложнее. Например, вот такую фразу понять сходу довольно сложно, если читать, как принято, в строку слева направо:

"л о г и ч п о з в ь р е з е с к и е о л я ю т у л ь т а о п е р с р а в т ы а т о р ы н и в а т "

Но на перфокарте буквы, составляющие эту фразу, расставлены в определенной двухмерной последовательности.



Хотя были прецеденты и раньше, например, перфокарта ткацкого станка Жаккарда, в которой двоичным кодом шифровался узор для ткани.



А еще, как правильно заметил герой "Записок", точечную матрицу с давних времен использовали мастерицы, составляя схемы вышивки и плетения. Именно с ее помощью можно зашифровать рисунок так, что поймет только мастерица. А в идеале, если лишние символы - схема станет совершенно непонятной.

Схемы вышивки - самый простой вариант шифрования рисунка. В этом случае используются символы, обозначающие разные цвета. Для понимания схемы достаточно списка условных обозначений. Хотя в современных схемах этого не требуется: цвета обозначаются сразу.



В конце прошлого века в Японии появилась популярная головоломка, позволяющая зашифровывать рисунки цифровыми рядами - нонограммы или японские сканворды. В их основе лежит использование двухмерной системы координат и простой алгоритм заполнения чистого листа.



Схемы вязальщиц несколько сложнее, они всегда состоят только из условных символов, понять которые непосвященному не получится. Для обычного человека точка - просто знак, для мастерицы - воздушная петля. Глядя на такую схему, вязальщица видит не только предположительный рисунок, но и понимает последовательность вязания.



Шифр шелковой книги - проще некуда

Если подвести итоги, то загадочный шифр шелковой книги из "Записок расхитителя" оказался до смешного простым. Сначала составлялся рисунок с помощью нескольких иероглифов (почти как текст в решетке Кардано или в обычной схеме вязания), затем страница заполнялась "лишним" текстом, чтобы замаскировать рисунок. Неудивительно, что впоследствии У Се взял этот способ на заметку и успешно использовал.

Однако, Наньпаю Саншу на протяжении половины книги удалось сохранить интригу, вложив в уста третьего дяди фразу о том, что такой способ шифрования известен только десятку специалистов. И, пока я не добралась до пятой части, голову сломала над этим методом.

точечная матрица, Записки расхитителя гробниц, криптография, шифры, Небесный дворец парящий над облаками, Дворец семи звезд Лу Шан Вана, daomu biji, Город Дьявола Змеиное болото

Previous post Next post
Up