Что такое Servant-Leadership (Лидер-служитель)?
Servant-Leadership (лидер-служитель) - это практическая альтруистическая философия, поддерживающая людей, которые выбирают в первую очередь служение, и уже потом руководство, как способ оказания большего количества услуг людям и организациям. Лидер-служитель может занимать, а может и не занимать официальную руководящую должность. Он поощряет сотрудничество, доверие, дальновидность, внимательность, этичное использование власти и расширение полномочий.
В 1970г., Robert K. Greenleaf, топ-менеджер в компании "Эй Ти энд Ти" (1904-1990гг.), впервые упомянул данный термин в коротком эссе, озаглавленном: «Лидер как служитель». В эссе Гринлиф описывает некоторые из характеристик и действий лидеров-служителей:
Лидер-служитель прежде всего приносит пользу. Все начинается с естественного желания служить. После этого сознательный выбор результирует в стремление к руководству. Такой человек резко отличается от индивидуума, который изначально хочет быть лидером , возможно, из-за потребности удовлетворить свое стремление к власти или приобрести материальные ценности. Для таких людей служение будет сделанным позднее, после установления лидерства, выбором. Лидер или служитель - 2 прямо противоположных вида. Между ними присутствуют оттенки и сочетания, которые являются частью безграничного разнообразия человеческой природы.
Разница проявляется в том, что служитель отдает приоритет нуждам людей. Наилучший тест, который трудно реализовать, следующий: растут ли те, кому служат, как личности; становятся ли они более благополучными, мудрыми, свободными, автономными? И каково влияние на наименее привилегированных индивидуумов в обществе; смогут ли они извлечь выгоду, или, по крайней мере, не подвергнутся ли они дополнительным лишениям?
Происхождение Концепции Servant-Leadership (лидер-служитель). История
На востоке Chanakya или Kautilya, стратег-мыслитель из древней Индии, писал в 4-м веке в книге Arthashastra: «Король (лидер) должен считать благодетельным не то, что угождает ему, а то что угождает его подчиненным (последователям)».
На западе концепцию лидерства-служения можно отнести к Иисусу Христу, который наставлял своих апостолов: «Вы знаете, что те, кто считаются правителями язычников, управляют ими, и их высшие чиновники властвуют над ними. Но вы не подобны им. Вместо этого, тот, кто из вас хочет стать великим должен быть вашим слугой, и тот, кто хочет быть первым должен быть рабом остальных. Потому что даже Сын Божий явился, не чтобы ему служили, а он служил, и отдал свою жизнь как искупление грехов других.» (Mark 10:42 - 45)
Характеристики лидера-служитель. Черты
Лидер-служитель обладает 10 характеристиками (Greenleaf, K.R., 2003):
- Внимание. Лидер склонен внимательно слушать других. Внимание также включает внимание к собственному внутреннеиу голосу и старание понять собственные тело, дух и разум. Внимание совместно с регулярными сеансами самоанализа - естественный путь к росту лидера-служителя.
- Эмпатия. Лидер-служитель стремится понять и сочувствовать другим. Люди нуждаются в принятии и признании их уникального духа.
- Врачевание духа. Обучение врачеванию духа представляет действенную силу к изменению и единению. Одно из существенных преимуществ лидера-служителя состоит в способности к излечению себя и других.
- Осведомленность. Общая осведомленность и, особенно, самосознание, придают силы лидеру-служителю.
- Убеждение. Лидер-служитель полагается на убеждение, а не на использование своей власти.
- Концептуализация. Лидеры-служители стремятся к воплощению. Способность смотреть на проблему (или организацию) c концептуальной точки зрения означает способ мышления за пределами повседневной реальности.
- Дальновидность. Способность понять уроки прошлого, реальность настоящего и вероятные последствия решения в будущем.
- Руководство. Оправдывать доверие других.
- Приверженность к людям. Лидер-служитель глубоко заинтересован во взрослении каждой личности в пределах его домена.
- Сообщество. Создание сообщества среди тех, кто работает в пределах данного домена.
Преимущества философии Servant-Leadership (лидер-служитель). Преимущества
- Лидер-служитель - это долгосрочный, трансформационный подход к жизни и работе, в сущности, форма бытия, которая имеет потенциал для создания положительных изменений в обществе.
- Лидер-служитель часто упоминается в связи с трансформационными подходами в лидерстве, которые также подчеркивают сотрудничество. Тогда как трансформационный лидер и лидер-служитель показывают заботу о своих последователях, основная забота лидера-служителя состоит в служении последователям. Трансформационные лидеры больше озабочены вовлечением последователей и поддержке организационных задач. Сравните: Appreciative Inquiry (Восприимчивое дознание). Степень, в которой лидер в состоянии сместить фокус своего лидерства от организации к последователю определяет отличие трансформационного лидера от лидера-служителя.
Ограничения концепции Servant-Leadership (Лидер-служитель). Недостатки
- Это не простой в применении подход. Его непросто внедрить в организации.
- Может быть воспринят некоторыми как «мягкий» подход. Чрезмерные внимание и сочувствие могут привести к нерешительности или отсутствию видения.
Статья стырена отсюда:
http://www.12manage.com/methods_greenleaf_servant_leadership_ru.htmlи немного "причесана", т.к. перевод, на мой субъективный взгляд, несколько коряв, и искажает суть.