#немного_токсично #немного_дискуссионноОбожаю читать на Ютубе комменты под советскими фильмами. Пофиг, о чём будет фильм - в комментах творится примерно одно и то же. Тридцатые ли, Оттепель ли, а может, уже излёт - всё едино. Это может быть «брызжущий оптимизм» - а может, и что-то уставше-безнадёжное, характерное для начала 80-х. А может, режиссёр отчаянно чихвостит, как тогда говорили, «отдельные недостатки», которые впоследствии оказались критичными.
В комментах будет одно и то же: восхищённые вопли на разные лады в духе «Спасибо СССР за такие шедевры». И ведь не поспоришь. Кино-то талантливое? В Советском союзе снято? Какие ещё вопросы? А то, что там фигища из кармана торчит - да кто вам сказал такое?
Но давайте представим себе аналогичную ситуацию. Если бы сейчас в ЖЖ или на Дзене стали выкладывать полные тексты «Современника» под редакцией Пушкина или Некрасова - а в комментах писали бы: «Ах, какая великая была Российская Империя, если в это время создавались подлинные шедевры навека!» Просто, учитывая то, что о смысле создания оных шедевров потом рассказывали в советских школах.
Сюр? Конечно, сюр! Но ещё больший сюр был бы - читать Пушкина, Толстого, Достоевского, чтобы _поностальгировать об ушедшей эпохе_... Впрочем, наверняка лет сто назад были и такие. Правда, делать громко они это не могли, в отличие от...
А подобным ютубовским комментаторам ведь реально плевать на сюжет кино: оно по определению великое, если снято в период с 1918 до 1985 года. Смотрели «Княжну Мери»? Только не говорите, что впервые слышите об этом фильме: на Ютубе чётко и ясно написали: «Это кино навека», его ещё ваши правнуки пересматривать будут. Правда, лично я это кино нашёл специально, вспомнив когда-то прочитанный фельетон с критикой картины... Попалось вот однажды на глаза. Ещё тогда, по горячим следам (а кино снято в 1955 году, если что) товарищ Паперный писал, что в фильме присутствует «назойливое стремление к пустозвонной декламации, к декоративной красивости» и «тенденция смотреть на искусство глазами Грушницкого». И, судя по всему, испытание временем этот фильм так и не прошёл, в отличие от многих других советских картин.
И так далее. На экране поют песенку про крокодила Гену? В комментах будут вопли про «такую страну!» и «гниду Ельцина». Конечно, ведь детская песенка должна вызывать именно эти эмоции? Авторы, наверно, счастливы от такой реакции? Или вот, песня из фильма «Выше радуги», которая «Я люблю это время, безнадёжно люблю». Ну, вы уже догадались, в каком контексте эту строку цитируют в комментах... При том, что песня, внезапно, про ДРУГОЕ время. А уж что писал автор песни Леонид Дербенёв в Перестройку - отдельный разговор («Гималаи» - это он, если что. И там в куплетах фига уже не в кармане - песня куда «политичнее», чем её запомнили).
К чему весь этот текст - я не знаю, может, прелюдия к следующему. Вообще, здесь должен был быть риторический вопрос в духе «зачем смотреть/читать, не понимая смысл». Но пару лет назад ко мне откуда-то залетела информация, что «ботофермы» в сети намного более распространены, чем мы думаем, и самые крупные - совсем не обязательно у «нынешних главных». Тогда я удивился. А потом вспомнил комменты на ютубе, встретил кучу похожего на дзене... Ей-богу, я бы лучше верил, что всё это - боты. Пусть даже живые, но «автоматы». Чем если кто-то реально на своих кухнях сидит и - живёт только этим.