Новая Аткинсон - совсем не та, что была прежде. Это не триллер, не классический роман. Даже не новый детектив из цикла про Джексона Броуди, так расхваленный Стивеном Кингом. И вообще ничего из того, что можно было бы предположить.
Война, мир и реинкарнации, или сериал не в длину, а в глубину: самые близкие аналоги все равно будут далеки. В «Игре в классики» Кортасара тоже нужно перескакивать из сюжета в сюжет, но у Аткинсон сюжеты нелинейны, каждый новый разворачивается из предыдущего. Есть что-то от «Хазарского словаря» Павича, но вместо декоративного коверного узора, линии, проходящие сквозь время и жизни, тонкие и неяркие, как на английском фарфоре.
«Лисья поляна» - традиционный английский дом, с кухаркой, пудингом и старыми велосипедами, где появляется на свет Урсула, героиня всех своих жизней, от самой малой, в несколько секунд, пока пуповина не стянула шею, до самой большой, протянувшейся от десятых до семидесятых, через две войны, от кружевных зонтиков до мини-юбок. Вот единственная жизнь, которую она мирно покидает, задремав в лондонском парке под детский гвалт. Как только она не умирала до этого: и в погоне за любимой куклой по скользкой крыше, и от инфлюэнцы, и под завалами в лондонских бомбежках. Были и самоубийства - одно в Берлине сорок пятого и пара в Лондоне того же времени. Каждый раз жизнь начинается заново. Но не с чистого листа.
Иногда она смутно припоминает разные вещи: что за подарок в коробке, или, что служанка подхватит грипп на коронации в Лондоне. Урсула толкает кухарку с лестницы, та не едет на праздник и остается жива. Странная девочка с предчувствиями и большая английская семья, прямо из пьес Дж.Б. Пристли.
Ближе всего эта книга стоит к дебютному роману Аткинсон «Behind the Scenes at the Museum», так еще и не переведенному на русский, примерно «В музейном хранилище». В 1995 году книга сразу же завоевала престижную Уитбредовскую премию. Это тоже история о прошлом и настоящем, с флешбеками, отсылками к разным жизням, и к слишком ранней детской смерти. О том, как две мировые войны сделали многие семьи несчастными на протяжении нескольких поколений. О том, что такое неполная семья, как она возникает, и повторяет себя снова и снова в потомках, потому что однажды кто-то не вернулся с войны.
А еще это про магию для логиков. Почему мы иногда имеем предубеждение против человека, которого видим в первый раз? Почему иногда не хочется делать самые обычные вещи - ехать именно этим поездом, к примеру? Интуиции, déjà vu становятся логически неизбежными в сюжете, который повторяется раз за разом. В книге мы точно знаем, когда героиня лишь смутно догадывается. Вот опять Урсуле шестнадцать, и снова в зарослях за домом этот юный хлыщ. В прошлой жизни позиция жертвы завела ее слишком далеко: изнасилование, аборт, новый брак с домашним садистом, депрессия, самоубийство. На этот раз девочка от всей души дает в пах обидчику. Молодец? Теперь она независима: спасает людей от бомбежек, спасается от близости и семьи, а в конце опять одинокая комната, открытый газ. И снова шестнадцать, сад, тот же юнец, как быть? С каждой прожитой жизнью, похоже, ее интуиции становятся сильнее.
Правда ли гвоздь книжки в том, чтобы в одной из инкарнаций лично застрелить Гитлера в венском кафе? Все-таки, наверно, неправда. Ведь даже это еще не последняя жизнь Урсулы. И книга - не боевик, пусть и мистический. Это глубинный роман, как сейчас любят говорить, в три, пять, во множество «D», измерений, которые ярче, точнее проявляют характеры, время - и пути, которые мы выбираем. Для любителей разгадывать шарады тут множество загадок. К примеру, разные звери, их связь и противоборство. Есть лисицы - Тодды, Фоксы. Есть медведи - Урсула и ее брат Тедди. А есть «господин Волк», как называла своего Адольфа Ева Браун. И мисс Вульф, тот еще диктатор отряда самообороны при бомбежках Лондона.
Роман не зря вошел в шорт-листы английских литературных премий за 2013 год. Как бы ни была интересна его форма - это не главное. Это способ рассказать об ужасных и прекрасных временах и людях. О жизни, и после еще раз о ней.
http://www.knigoboz.ru/