МАСТЕР ОГНЕННОЙ ФИНИФТИ

Jan 02, 2009 15:26


МАСТЕР ОГНЕННОЙ ФИНИФТИ

УЗОРЫ СУДЬБЫ ЛЮДМИЛЫ КРАВЧЕНКО

Татьяна Чернова

Известное в мире слово «эмаль» в старославянском языке имеет другое название - «финифть». Финифть - искусство древнее, сродни магии, а потому не всякому в руки дается. Давно подмечено, что выбор художника подчас бессознателен, интуитивен. Кто знает, зачем на самом деле нарисовал злополучный квадрат Малевич? Вот и Людмила Кравченко не смогла объяснить, почему она занялась именно финифтью, таким трудным - скорее, мужским, нежели женским - делом.

Похоже, что Кравченко дерзнула на соперничество с природой, сама еще не сознавая высокой меры ответственности задуманного. Ее художественные миниатюры о красоте земли поражают своей необычностью. Мало придумать и исполнить эскиз: чтобы рисунок стал ярче, выразительнее и долговечнее, его необходимо «зарумянить», как пирог в русской печке. А для этого требуется знать технику обжига. Людмилу Ивановну это не остановило. Думаю, что корни упорного и трудолюбивого характера не только от предков (в ее родословной - немыслимая смесь европейских кровей), но и в тяжелейшем, суровом детстве. Так случилось, что ее мать в пору Отечественной войны - совсем еще молодая женщина - оказалась в оккупации на курской земле. Любовь не спрашивает разрешения…  И у нее родилась дочь от немецкого офицера, которую назвали Людмилой. Война на короткий миг соединила офицера инженерных войск немецкой армии и русскую красавицу. Победа навсегда разъединила их судьбы. Их обеих - и внучку, и «врага народа» дочку - спасла бабушка.
Втроем они путешествовали по Руси, нигде подолгу не задерживаясь, постоянно меняя адреса. То было вынужденное бегство, но только так можно спастись от преследования режима.

- И все равно детство - счастливая пора, - вспоминает Людмила Ивановна. - У меня не было ни  игрушек, ни книжек, но меня всегда окружала природа… Мама водила меня по руинам древних церквей и заброшенным старинным усадьбам, то были тургеневские и аксаковские места необычайной красоты. В природе я черпала вдохновение. В любом цветке или камушке виделись фантастические рисунки. Я и сегодня радуюсь каждому дню и удивляюсь каждому явлению - старому дубу в английском парке или таинственному узору морской ракушки. Все, что я умею выразить, - мне дала русская природа…

Только после смерти Сталина маме удалось найти работу, а дочка смогла (с опозданием) пойти в школу. Затем - шесть лет жизни в детском доме. После - работа на химическом заводе. Вышла замуж, родила сына и дочь. В Пермь супруги Людмила и Владимир Кравченко (это ее фамилия по мужу) приехали на лакокрасочный завод. Молодые специалисты были

нарасхват, а эту пару с юга России в первую очередь интересовала работа. Заводской опыт смешивания красок оказался бесценным для будущего. А оно постучалось в судьбу неожиданно. В 1970-е в Перми создавался ювелирно-гранильный завод. Новое производство тоже нуждалось в квалифицированных кадрах. И энергичный директор, выпускник

геологического факультета Пермского университета Игорь Залкинд с ходу пригласил Людмилу и Владимира Кравченко к себе. Эти молодые ребята ему понравились: талант видно сразу.

- Я еще не рассчиталась на лакокрасочном, а мне уже начисляли зарплату на гранильном. Залкинд хотел, чтобы на заводе развивалось производство ювелирных изделий из уральского местного камня. Собственно, с Кравченко и начинался первый и единственный в Прикамье цех по росписи камня. Потом дело дошло и до горячей эмали -  финифть стала главной «фишкой» завода.

Производство это было абсолютно новым, а потому все рождалось в муках, путем проб и ошибок. Впрочем, к чести супругов Кравченко, неудач оказалось куда меньше, чем побед. С

первых шагов расписные брошки и подвески Людмилы Кравченко стали пользоваться колоссальным успехом у местных модниц. Искусствоведы даже заговорили о соперничестве Перми с Ростовом Великим, где существовало свое старинное производство финифти.

Однако уральская финифть пошла своим путем, отличаясь от знаменитой ростовской технологии и цветом, и стилем рисунка. И все это исходило от Людмилы.

1972-й - начало нового периода в биографии Людмилы Кравченко. Она много и плодотворно работает, осваивая новые технологии, пробуя силы в различных художественных

жанрах. Ее работы получают мировую известность, но она словно не замечает этих успехов, ее больше увлекает сам процесс творчества. Когда человек занят любимым делом, все спорится и «горит» в руках. Одно время искусствоведы и члены худсоветов упрекали ее в излишней красивости. Теперь, пожалуй, можно говорить о некой отрешенности или аскетизме стиля Кравченко - на смену завитушкам и виньеткам приходят строгость и простота. Время само расставляет «метки» на творениях художников.

Все хорошее когда-то заканчивается. В России за последние годы на грани упадка оказались многие народные промыслы и художественные предприятия. Та же участь постигла и ювелирно-гранильный завод. Купить-то новые хозяева его купили, а вот вести дело достойно, прибыльно - ума не хватило. Жаль. Пермь потеряла эксклюзивное производство,

и только благодаря энергии и таланту мастеров, подобных Людмиле Кравченко, финифть еще жива.

Как и старинные русские мастера, Людмила трудится в одиночку. Каждая ее работа совершенно оригинальна и самобытна. Ангел в голубом, две куклы - этакий двойной портрет из детских мечтаний, таинственные игуаны, похожие на маленьких дракончиков, опять библейский сюжет, еще один, еще, и снова цветы - ирисы на кремовом фоне и петунья с собственного балкона. Исторические сюжеты и обыденные пейзажи на ее миниатюрах кажутся маленьким чудом. Она объясняет это особой техникой «запекания», когда один цвет проявляет свой характер, но не мешает другому. Формально - дело в обжиге, а по сути - в интуиции мастера и

маленьких технологических секретах. Этакое собственное ноу-хау. Лики святых и портреты старинных дам, милые куклы и странные животные, пейзажи и таинственные  обереги - все эти работы приходится по 20, а то и 30 раз засовывать в специальную печку (она у нее размещается в обычной квартире).

И самое любопытное, что вся эта кропотливая возня ее нисколько не утомляет, а сам процесс приносит больше радости, чем конечный результат. Вот это - первый признак

настоящего мастерства: недовольство собой и желание попробовать что-то другое, еще неизвестное. Она работает во многих жанрах, и у нее неплохо получается!

Людмила Кравченко - участник многих российских и международных выставок. Она - лауреат Яблонецкого биеннале (Чехословакия), обладатель бронзовой медали ВДНХ

(СССР). Работы мастера по горячей эмали Кравченко находятся в частных коллекциях Италии, Франции, Германии, США, Англии, ее финифти есть в музеях Сергиева Посада, Ростова Великого, Соликамска, Пермской художественной галереи и в краевом музее.

- Мне очень помогал мой супруг, особенно это касается процесса обжига. Теперь, когда его не стало, приходится заниматься этим самой.

Мои дети и внуки - моя вторая жизнь. Сын и две очаровательные внучки со мной в Перми, а дочь Галина вышла замуж за иностранца и живет в Англии, рядом с Оксфордом.

Она дизайнер и преуспела в оформлении открыток. Это на Западе очень модно теперь - эксклюзивные открытки, заказы на которые приходят от солидных журналов и изданий. Мне кажется, у нее неплохо получается: корни-то наши.

В последние дни 2007 года в галерее Дома художника работала

персональная выставка Людмилы Кравченко. Описать ее практически невозможно - надо видеть. И все Рождество вплоть до Старого Нового года пермяки могли любоваться миниатюрами на камне и металле, живописью и финифтью.

Лучше бродить на выставках Кравченко не в шумные дни премьер, а в тихие часы безлюдья, когда работы, развешанные на стенах, неслышно говорят друг с другом. Некоторые о чем- то спорят, другие обмениваются комплиментами. Третьи молчат в ожидании встречи с посетителями, стараясь сохранить свой неповторимый образ, блики красок которого

таинственно дрожат в угасающем мерцании зимнего вечера.

Изящные миниатюры Людмилы Кравченко - от «горячей» эмали до живописи на холсте - не сразу бросаются в глаза, но остаются в памяти надолго.

№ 8 (26) АВГУСТ 2008 ПОРТРЕТ ЛЮДИ

эмаль, Финифть, Кравченко Л.И.

Previous post Next post
Up