Библиотека вблизи от моего дома когда-то относилась к крупнейшему в СССР предприятию и точно знала лучшие годы. Свидетельством тому, например, случайно не украденные издания: многотомник Шиллера 30-х годов или полное собрание сочинений Томаса Манна. Сейчас, конечно, место на парадной полке занимают несколько иные произведения. Но вот состоялся у меня случайный разговор с сотрудником библиотеки.
С досадой указав взглядом на беллетристику, со входа встречающую посетителей своими кричащими корочками о дамских нераскрытых убийствах и безвестных подвигах космических рейнджеров, сказала мне [библиотекарь] о том, что сейчас это самая популярная литература. Что люди берут ее для того, чтобы уноситься в вымышленных пространствах от тоски.
Тут надо сказать, что разговор проходил на фоне только что прошедшего обсуждения книги
"Братья Карамазовы" в замечательном читальном зале этой библиотеки, еще хранящем свое советское, рабочее происхождение (библиотека же при заводе была). И библиотекарь отметила, что Достоевский стал редкостью в руках простых читателей.
Мысль о том, что обыватели через книгу (как некоторые через алкоголь) уходят от действительности не давала мне покоя весь день. Я ломал себе голову еще и вопросом, почему выбраны именно легкие дамские романы, примитивная фантастика и простенькие детективы. И нашел для себя ответ в том, что классическая литература соединена с реальностью и заставляет трудиться душу, сталкивая ее с образами, проводя через переживания.